ДАЙДЖЕСТ: |
В газете «Грозненский рабочий». (1947.-21 мая) читаем в корреспонденции «Авиалиния Грозный – Москва (Первый рейс пассажирского самолета)»: Вчера (20 мая 1947 года. – А.К.) утром было особенно оживленно в центре Грозного у здания городского агентства аэропорта. На двух больших машинах рассаживаются пассажиры, провожающие. Грузятся вещи. Машины идут в аэропорт. 6 часов утра... На взлетной дорожке мощный ЛИ-2, пассажирский самолет только вчера прибывший из Москвы, а сегодня возвращается в столицу... Командир корабля рассказывает: «Трасса Грозный - Москва новая в числе воздушных магистралей Советской страны. В первый рейс мы возьмем 34 пассажира с грузом. Наш путь лежит через Минеральные Воды — Ростов-на-Дону—Воронеж. Примерно в два часа дня мы приземлимся в Москве. Самолет все время будет связан по радио с Грозненским аэропортом...» (1947.- 21 мая).
Но выяснилось, что это были не первые полеты в г.Грозном. 20 мая 1947 года, как подтверждает исторический факт, было, оказывается, только восстановлено воздушное пассажирское сообщение гор.Грозного с Москвой, прерванное Великой Отечественной войной. Оказалось, что регулярная воздушная линия, связавшая Грозный с Москвой и Закавказьем, по маршруту Москва - Минеральные Воды - Грозный - Баку - Тбилиси, была открыта еще 3 мая 1927 года. Авиалинию обслуживали самолеты акционерного общества «Укрвоздухпуть» (Украинский воздушный путь).
Чечено-Ингушский авиаотряд гражданского воздушного флота был создан 17 февраля 1938 года. В республику прибыла группа специалистов командного летно-подъемного и инженерно-технического состава. Началось строительство местных воздушных линий и расширение иногородних трасс.
В 1980 году Грозный связан был прямыми трассами Аэрофлота с 30-ю крупными административно-промышленными центрами СССР, а внутри республики - с отдаленными районами. В Грозненском аэропорту приземлялись современные комфортабельные самолеты, как ТУ-154, ТУ-134, ЯК-40, АН-24 и АН-2. Это стало возможным благодаря окончанию строительства новой взлетно-посадочной полосы – части комплекса построенного в те годы нового аэропорта Грозного (Грозненский рабочий.- 1927.- 3 мая; 1981.- 1 окт.; Культурное строительство в Чечено-Ингушетии :(1942-1980гг.).- Грозный- 1985.- С.285). ...
Но и это еще, оказалось, не первые полеты в г.Грозном: они начались, как констатируют данные истории, еще в 1911 году, когда в нашем городе взлетел в небо первый самолет-моноплан конструкций немецкого инженера Граде, - управляемый летчиком Артемием Кацианом. И это было вот как.
Корреспондент грозненской газеты «Терский край» в номере от 18 сентября 1911 года так описывает этот самолет: «Моноплан принадлежит к самой легчайшей конструкции в мире, что позволяет ему развить неимоверную скорость - более 100 верст в час, он весит только семь пудов, зато волшебно красив и может поднять одного пассажира». Проследим по выступлениям этой газеты, как проходил первый полет в Грозном. В газете «Терский край».-1911.- 3 мая дано краткое объявление: «8-го и 9-го мая на Грозненском треке (там, где до 1995 года был Центральный парк культуры и отдыха, а сейчас – Правительственный комплекс; даже изменили русло р.Сунжи для его строительства. – А.К.) будет катать авиатор на самолете»..
Но ни 8, ни 9 мая на Треке ничего не состоялось. Причиной являлась непомерно большая плата, запрошенная городской управой за использование территории Трека. Вскоре за ярмарочной площадью, севернее территории, до 2005 года занятой заводом «Красный молот», владелец лесопильного завода Ф.И.Крыликов по договору с авиатором Кацианом приступил к строительству аэродрома. К осенней ярмарке в сентябре аэродром был закончен. Его территория в шесть гектаров была огорожена высоким забором из горбыля, участок спланирован, поставлены ряды скамеек на кольях, отдельно - ложа городской управы. По городу расклеены афиши с портретом авиатора и его самолета.
5 сентября 1911 года «Терский край.-1911.- сообщала: «В воскресенье, 11сентября, на новом отстроенном аэродроме за ярмаркой состоится полет известного авиатора Кациана Артемия на моноплане системы Граде, впервые в Грозном». Через неделю появилась такая информация: «Полет, назначенный на воскресенье, не состоялся из-за сильного ветра. Публика чуть не разнесла кассу, порядок установила полиция. Полет перенесен на 14 сентября, билеты действительны». Но и 14 сентября полет авиатора Кациана опять не состоялся из-за сильного ветра. 17 сентября газета не без иронии пишет: «Грозненцы приуныли; плакали наши денежки! Разве в Грозный настоящий авиатор прилетит?»
Терпение лопнуло не только у публики, но и у Кациана, и он заявил: «В воскресенье, 18 сентября, летим обязательно, хотя бы мне пришлось сломать голову». Однако ветер и тут поломал планы организаторов зрелища. Так повторялось еще полторы недели. И только 27 сентября появилась заметка: «Полет Кациана»: «Состоялся первый полет в Грозном Артемия Кациана. Публики было мало, грозненцы перестали верить авиатору, несмотря на белый флат, вывешенный в городском саду, означающий, что можно лететь. Поднялся ветерок, публика заволновалась. Кациан, несмотря на пустую кассу, отважился лететь. Он проделал один большой круг до Нефтянки и обратно за 2 - 3 минуты. Вокруг аэродрома сбежались смотреть тысячи людей, а в кассе продано билетов всего на 20 - 30 рублей».
После этого уже через день совершалось по нескольку полетов, и каждый раз аэродром был переполнен. Авиатор читал лекцию и объяснял устройство аэроплана, затем совершал взлет, делал два-три круга над самодельным аэродромом на высоте 200-300 метров. 8 октября, накануне последнего полета, «Терский край» под крупным заголовком «На волоске от смерти» пишет: «В аптекарском магазине (!) продали плохой бензин, и на огромной высоте пропеллер вдруг перестал вращаться. Авиатор спланировал в версте от аэродрома». Это сообщение собрало на последний полет 9 октября тысячи зрителей, аэродром был переполнен, полет прошел успешно.
Заводчик Крыликов отлично погрел руки на этих полетах. Прибыль позволила ему построить на Граничной улице двухэтажный дом с мансардой. Стоит он и поныне (правда, до неузнаваемости перестроенный. – А.К.) по проспекту Победы, №18, напоминая о первом полете самолета в Грозном. В этом доме сегодня авиа и железнодорожная кассы и различные магазины.
Кстати, Артемий Кациан занимался и благотворительностью: в ответ на призыв руководителей первой горской школы он отдал в фонд помощи учащимся часть своих гонораров за выступления в нашем городе.
Из книги: А. Кусаев. "Мой Грозный"
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы