ДАЙДЖЕСТ: |
Сунженский район вошел в состав Чеченского автономного образования в 1929 году, до этого момента район именовался Сунженским казачьим округом. В 1934 году была создана Чечено-Ингушская Автономная область, т. е. на момент объединения Ингушской и Чеченской автономий в 1934 году этот район входил в Чеченскую АО. В 1991 г. на съезде ингушского народа было принято решение о создании Республики Ингушетия. В 1992 г. этот процесс был завершен изданием соответствующего Указа Президента России и принятием закона РФ, но административные границы между Ингушской и Чеченской республиками не были определены.
Необходимость установления административной границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой назревала не одно десятилетие. Этот вопрос то поднимался, то забывался на разных уровнях власти и, пожалуй, братские взаимоотношения, существующие между народами испокон веков, не позволяли переходить на споры и разногласия, пока ряд событий все-таки не привел к некоторому недопониманию в решении вопроса.
С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию мы обратились к доктору исторических наук, профессору, члену-корреспонденту Академии наук ЧР, члену Комиссии по определению административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия Мусе Ибрагимову.
- Дело в том, что, прежде всего, при решении этого вопроса нужно обращаться к такому фундаменту, как Конституция РФ. В Конституции РФ предусмотрено, что если устанавливается граница между вновь образованным субъектом – это Ингушетия, то решение по границе устанавливается Комиссией, которая создается центральными органами. Такая комиссия после выхода Указа Президента РФ «Об образовании Ингушской Республики» была создана, но не приступала к работе. Через некоторое время создана вторая комиссия, которая также никаких решений не принимала. Затем, когда решался вопрос о проведении выборов в муниципальные органы власти в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия, опять встал этот вопрос, фактически, в соответствии с законом РФ без определения границ муниципальных образований проводить выборы нельзя. И я тогда, будучи депутатом Парламента, настаивал на необходимости определения границы, но Госдума приняла особый закон, в соответствии с которым было разрешено проводить выборы в этих муниципальных образованиях.
- Как Вы думаете, каким образом возможно решение данного вопроса?
- Данная проблема должна быть решена не ингушской стороной и не чеченской; эта проблема, повторяюсь, должна быть решена в соответствии с Конституцией РФ комиссией, созданной Президентом РФ и которая, учитывая мнения обоих сторон и опираясь на документы и исторические факты, должна принять решение по определению границы. Единственный документ, на основании которого можно это сделать – документ, который принят в 1934 году Указом Президиума ВЦИК, в котором говорится о том, что Ингушская автономная область присоединяется к Чеченской автономной области, т. е. не объединяется, а именно присоединяется. Мы считаем, что границы должны быть установлены там, где проходили в момент объединения. Как говорится, объединились, но с чем вошли, с тем и выходите. Ингушская сторона в данной ситуации отказывается исходить из этого факта. Начинаются разговоры о том, что Сунженский казачий округ изначально, до 1929 года, не был чеченской территорией. Тут хочется сказать, что до присоединения Сунженского казачьего округа к Чечне он не относился и к Ингушетии. С другой стороны, я не думаю, что Ингушетия и Чеченская Республика заинтересованы в том, чтобы обстановка и отношения между двумя республиками, не только между народом, но и между руководством, стали бы напряженными и конфликтогенными исходя из этой проблемы. Я думаю, что решая ее в соответствии с законом и Конституцией Российской Федерации, нам удастся обойти конфликтные ситуации, когда в спор ввязываются люди, совершенно некомпетентные в этих вопросах, высказывают свое мнение, выказывая очень много агрессии, особенно в Интернете. Многие дискуссии выходят за рамки предмета обсуждения, переходят на личности. Это все чревато негативными последствиями во взаимоотношениях между братскими народами.
Этот конфликт не выгоден ни чеченскому народу, ни ингушскому.
- На Ваш взгляд, что явилось поводом для обострения ситуации?
- Нерешенные проблемы выступают в качестве отложенного конфликта, отложенной проблемы, и на каком-то этапе появляется повод, который вновь поднимает проблему. В любом случае, граница между субъектами Российской Федерации должна быть совершенно четко и однозначно определена. Тогда исчезнет источник конфликта.
- Расскажите о работе Комиссии по определению административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия?
- Комиссия готовит географическое обоснование, историческое обоснование, другие факторы, которые могут влиять на решение проблемы. Скажу откровенно – мы искали и смотрели документы не только в пользу чеченской стороны, но и любые документы, которые могли бы пролить свет на проблему и ситуацию. И мы попытались выразить свое мнение, и мне кажется, что оно было объективным. Мы готовы обсуждать эту проблему, но, к сожалению, на наши просьбы встретиться или на территории Ингушетии, или в Чечне, наши ингушские коллеги не откликнулись. Хотя встреча была бы полезной. Свою позицию по решению данного вопросы мы изложили.
На наш взгляд, граница должна быть установлена в соответствии с параметрами, которые были обозначены в 1934 году. Это будет справедливым решением.
- Спасибо. Надеемся на благополучное разрешение этого вопроса.
Беседовала Мадина Хамидова
Муса Муслиевич Ибрагимов родился в 1948 г. в Казахской ССР. В 1966 году окончил Веденскую среднюю школу. В 1975 г. стал выпускником философского факультета Ленинградского государственного университета. В 1988 г. на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему: «Негативное отношение к труду и его преодоление в условиях социализма». В 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему: «Формирование и реализация государственной миграционной политики России в 1990-е гг.» (МГПУ). В настоящее время является заведующим кафедрой «Политология и социология» ГГНТУ, а также профессором кафедры философии, политологии и социологии ЧГПИ и Российского исламского университета. В 2008 году избран членом-корреспондентом АН ЧР.
М. М. Ибрагимов – автор более 100 научных работ, посвященных проблемам формирования человеческой личности, межнациональных отношений и миграционных процессов. В их числе монографии: «Миграционные процессы на постсоветском пространстве» (Саратов, 2001 г.), «Миграция и политика» (Саратов, 2002 г.) и «Чечня: через круги ада. О депортации и переселении чеченского народа» (М., 2003 г. – в соавторстве с Мовсуром Ибрагимовым).
В ноябре 2005 года М. М. Ибрагимов избран депутатом Парламента Чеченской Республики первого созыва, в котором возглавил Комитет по законодательству и законности, государственному строительству и местному самоуправлению Совета Республики. Награжден орденом «За развитие парламентаризма», медалями «За заслуги перед Чеченской Республикой», «За трудовое отличие», «За честное исполнение депутатского долга», Грамотой Совета Федерации РФ, Благодарственным письмом Президента ЧР, Грамотами Парламента ЧР и др.
За большой вклад в развитие науки и образования М. М. Ибрагимову присвоено звание «Заслуженный деятель науки Чеченской Республики».
ЧЕЧНЯ. АО «Чеченэнерго» призвал потребителей к платежной сознательности
ЧЕЧНЯ. РОФ им. А-Х. Кадырова закупил оборудование для школ Наурского района
ИНГУШЕТИЯ. С 18 по 24 ноября неделя борьбы с антимикробной резистентностью
ИНГУШЕТИЯ. В школах Ингушетии в 2024 году открылись шесть центров «Точка роста»
ЧЕЧНЯ. В Шелковском районе прошел конкурс народного танца имени Махмуда Эсембаева
ЧЕЧНЯ. В с.п. Знаменское прошел турнир по футболу «Кубок Надтеречного района» .
ЧЕЧНЯ. В аэропорту Грозного встретили участников финала «Большой перемены»