ДАЙДЖЕСТ: |
С началом весны и с момента, когда все вокруг зеленеет, в Дагестане наступает время страха за собственную жизнь и жизнь своих близких, так как под прикрытием «зеленки» активизируются террористические вылазки боевиков религиозно – политического течения в исламе – салафизма. Салафиты считают, что спасутся и будут в Раю представители только одного направления – приверженцы чистого Ислама, основанного на прямом следовании установлениям Корана и Сунны. Зарождение салафизма в качестве новой политико-религиозной силы, произошло сравнительно недавно. Но, несмотря на это, скорость наращивания военной силы и масштаб роста количества адептов этого учения показали, что многие современные государства оказались не готовы к такому повороту событий.
Одна из причин резкого усиления влияния салафитов в Дагестане заключается в том, что в республике сложились условия, порождающие коррупционные явления, приобретшие огромные масштабы. Руководители разных уровней, чиновники приватизировали наиболее доходные отрасли экономики и социальной сферы. Только в 2010 году главы администраций крупных муниципальных образований республики и должностные лица правительства Дагестана похитили около 250 млн. рублей. Кроме того, в дагестанском обществе царит явно выраженная социальная несправедливость, простые граждане не могут найти работу, сельская и городская молодежь всё чаще вступает на путь криминала. Из достоверных источников известно, что уровень безработицы в республике составил 20,1% на 2012год, вместо 12,8% о которых заявило Министерство труда и социального развития РД ранее. Именно ухудшающаяся социально-экономическая ситуация, культурный и идейный разброд способствуют значительному распространению и росту радикализма в Дагестане.
Политическая верхушка республиканской власти видит причину того, что допускается наращивание военных сил радикально-экстремистской части мусульман, в законодательном бездействии федеральной власти. В конце 2011 г. в Махачкале состоялся Съезд народов республики, где глава республики Магомедсалам Магомедов заявил, что федеральные власти должны изменить закон о запрете радикальных исламистов, принятый еще 16 сентября 1999 года. Позже с трибуны съезда прозвучало и было направлено президенту РФ предложение о необходимости объявить амнистию боевикам на территории республики. По мнению членов съезда, она должна касаться лишь тех, кто не принимал непосредственного участия в террористических акциях. Реакция Москвы долго не заставила себя ждать и на передаче «Код доступа» на «Эхо Москвы» работу съезда оценили как капитуляцию перед боевиками. «Эта капитуляция давно готовилась, ходоки с обеих сторон встречались неоднократно. Сам факт, что в состав Комиссии для содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики Дагестан включен Абас Кебедов, брат Багаудина Магомедова, лидера боевиков, объявленного в международный розыск, не может не вызывать изумления». А полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин вообще не видит на сегодняшний день наращивания сил экстремистов на Северном Кавказе. В своем заявлении в конце 2012 года он подвел черту под периодом, в котором главным приоритетом была борьба с терроризмом и экстремизмом.
Что имеет в виду Хлопонин, когда говорит, что борьба с экстремизмом завершена. Он не знает, что в Дагестане салафиты из маргиналов превратились в ведущую силу? Он не знает, что никакая экономическая деятельность в республике невозможна? Ну, как вы можете вести экономическую деятельность в Сомали или Алжире в разгар гражданской войны? Он не знает о чиновниках и бизнесменах, платящих дань лесному подполью? Он не знает, что каждый день убивают сотрудников внутренних дел республики, чиновников разных уровней? Возможно, что многие чиновники не чисты на руки. Но, наверное, это не повод их убивать? Надо, безусловно, отправлять их в отставку и заводить уголовные дела, но не надо дожидаться, что их отправят в отставку сами радикалы таким способом. Неужели никто не видит, что происходит на самом деле, что уже далеко не одно село Дагестана по своей сути стало микрохалифатом, что у радикалов свои спортивные залы, чайные, куда простое население города боится даже подумать зайти? Только за август 2012 года в Махачкале было убито около 20 сотрудников внутренних дел. В Дагестане в 2012 произошло 395 террористических актов, вместо 295 которые были заявлены Прокуратурой Республики Дагестан ранее. Последний теракт произошел в Хасавюрте накануне 15 марта 2013 года, от взрыва, произведенного смертником, погибли шесть сотрудников полиции и четверо были ранены.
Реальными причинами распространения салафизма в Дагестане мы видим в следующем: резкое падение образовательного уровня в республике, интереса к учебе, и отказ множества людей школьного возраста при попустительстве родителей, а зачастую по указке родителей, от общего и среднего образования; отсутствие единой системы религиозного образования; идеологический вакуум на фоне недовольства положением дел в Республике Дагестан, недоверия к властным, а особенно к правоохранительным структурам и официальному духовенству. Существует мнение, что салафиты одурманены или зомбированы, то есть являются настоящими религиозными фанатиками. На деле религиозный экстремизм и жестокая и бессмысленная борьба с властью являются результатом не фанатизма, а прямого следования идеологии этого направления, одним из важных установлений которого является то, что любая светская власть – не от Аллаха, то есть нелегитимна, что судить можно только по законам шариата. Учение Корана и сунны является базой, основным законом всей жизни и деятельности мусульманина, который должен посвящать ей большую часть своей земной жизни, а джихад как борьба с неверными является обязательным для каждого уверовавшего.
Нужен совершенно другой подход –работа, которую начал Депутат Государственной думы РФ Курбанов Р.Д. Созданная по его инициативе и при его участии комиссия по адаптации помогла выйти из леса не одному десятку боевиков. Эту работу – индивидуальный подход к каждому - надо развивать в максимально возможных масштабах. Крайне необходим общий диалог между представителями «Ахлю-сунна-ва-Джамаа» и Духовным управлением мусульман Дагестана, начатый при поддержке безвременно погибшего в результате террористического акта шейхом Саидом Афанди. Нужен мораторий на террористические акты со стороны «лесных» и на преследование не запачканных кровью последователей салафистского вероучения. Нужно бороться за умы молодежи, начиная со школьной скамьи, полностью пересмотреть молодежную политику в Дагестане.
Мирный диалог с мирными ответвлениями «Ширли лейн» и «ЭТА» позволил ослабить проблемы ирландского терроризма в Великобритании, баскского – в Испании. Это сегодня единственный метод остановить беспощадное кровопролитие. Промедление грозит началом того, чего в Дагестане не было никогда – братоубийственной войны. Однако можно прогнозировать, что по мере того, как США перестанут вмешиваться в дела государств Юго-Западной Азии, и по мере того, как отношение Кремля к Северному Кавказу изменится, на каком-то этапе количество перейдет в качество, и на месте Кавказа образуется мусульманское государство. Отношения между этим новым государством и Россией будут примерно такие же, как между Израилем и Палестиной. У этого государства будут претензии на Ставрополье и Краснодар, это государство будет местом, откуда будут приходить террористы, потому, что ничего другого, кроме как вести террористическую деятельность, это государство не сможет. И перестанет быть фантастическим роман Алисы Ганиевой «Праздничная гора», где Россия отделяется от Дагестана огромным валом и в Дагестане наступает хаос и анархия.
Последние события в России, связанные с удалением от власти высокопоставленных выходцев из Дагестана – олигархов и элиты - наезд на братьев Билаловых и братьев Магомедовых, арест Феликса Шамхалова, падение интереса к грандиозному и невероятному изначально проекту «Курорты Северного Кавказа» – возможно первый звонок к тому, что Россия теряет интерес к Северному Кавказу и Дагестану в частности, что «Кавказ заказали», как говорит известный политолог Деньга Халидов. Надежду у всех желающих мира и спокойствия дагестанцев на отказ от такого развития событий вселило назначение Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова – искреннего патриота своей республики, человека, не связанного ни с какими кланами в Дагестане, и очень сильного политика - временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан. Это возможно последний шанс на мирное и плодотворное развитие во благо для Дагестана и дагестанцев.
P.S. Генерал – полковник РФ Г.Н. Трошев в своем дневнике еще в далекие 90-е годы предупреждал, что наступят времена, когда экстремисты развяжут свои руки в России и станут сильным оружием против власти. Что мы и видим сегодня.
Евгения Балуевская, Саид Ниналалов
Дагестан
Ванны, мойки и другая сантехника ведущих мировых производителей по выгодной стоимости
Невероятная история Острова роз. О чем фильм, где посмотреть в хорошем качестве
Стоит ли бежать добывать биткоины и как это делать правильно?
СКФО. Горнолыжный курорт «Эльбрус» стал победителем главной номинации национальной премии
В Роскачестве рекомендуют отключать геолокацию на телефоне для защиты личных данных
Вся правда о коррекции зрения. Роды, спорт, боль и потеря зрения после операции