ДАЙДЖЕСТ: |
Грозненские трамваи ушли в историю. И это очень грустно. И сегодня мало кто помнит или знает, что давным-давно по Грозному «бегали» деревянные вагоны трамвая. Окна вагонов в жаркие дни можно было поднять по пазам и закрепить щеколдой, а вдоль вагона на высоте поднятой руки тянулся поручень, с которого на кожаных ремешках свисали рукоятки, за которые мы держались. Снаружи вагонов, над лобовым стеклом, под крышей, горели два разноцветных фонаря. Каждый цвет обозначал конечный пункт, что было особенно удобно ночью и вечером.
Пуск первой трамвайной линии в Грозном состоялся в ноябре 1932 года, в Грозном состоялся пуск первой трамвайной линии. Это событие было приурочено к 15-й годовщине Октябрьской революции. К 1960-м годам в Грозном сформировалась довольно обширная трамвайная сеть, охватывающая все основные промышленные объекты города, и он стал основным транспортом для перевозки рабочих с нефтеперерабатывающего завода.
Общая протяженность трамвайных путей в Грозном в 1990 году составляла около 85 км. Трамвайная сеть Грозного весьма интересна по своей структуре и непохожа на другие города. Центральная часть города была охвачена кольцом (ул. Жуковского, А. Шерипова, Кр. Фронтовиков, Первомайская), от которого в южные промышленные окраины города расходились протяженные линии. Одна из них вела в пригородный поселок им. Кирова вдоль железной дороги, другая — в пос. Черноречье и еще одна — в индустриальную зону Октябрьского района. Еще в 1970-е годы в городе была демонтирована линия, проходившая по пр. Ленина, по которой раньше следовали трамваи 3-го и 5-го маршрутов, и трамвайная линия по пр. Орджоникидзе до железнодорожного вокзала. На их месте в конце 70-х был пущен троллейбус. Однако в конце 1980-х годов в городе прокладывается трамвайная линия из Андреевской долины в Черноречье мимо химзавода (химкомбината), по которой запускается трамвай 7-го маршрута. В Грозном насчитывалось 2 трамвайных депо: одно — на пересечении ул. Краснофлотская и Лабораторная, второе — на Индустриальной улице.
Проблемы грозненского трамвая начались в 1991 году. Работники электротранспорта, не получавшие заработную плату, несколько раз устраивали митинги. Интервалы на маршрутах росли, сбои в работе трамвая происходили всё чаще, воровство трамвайного имущества стало нормой для города. Тем не менее, трамвай продолжал работать до 1994 года включительно. Военные действия в 1994—1995 годах окончательно «похоронили» трамвайное движение в городе. После интенсивных военных действий трамвайное депо оказалось полностью разрушенным.
Сегодня грозненские трамваи можно увидеть в Краснодаре, Волжском, а также в Санкт-Петербурге (КТМ-5М3, № 0732, неподтв. данные) и Москве (рельсошлифовщик в трамвайном депо им. Апакова).
Л. Гудаев
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия оказалась в конце рейтинга по зарплатам
КРЫМ. В Ялте суд рассмотрел дела о подложных документах экс-владельцев «Севастопольгаза»
ВОЛГОГРАД. Вдоль улицы Рокоссовского в Волгограде высадят 300 саженцев крымской сосны
Полный текст обращения В. Путина в связи с ударом западных дальнобойных ракет по территории РФ.
АБХАЗИЯ. Число туристов в Гагрском районе Абхазии выросло на 15%