ДАЙДЖЕСТ: |
Чеченский драматический театр имени Ханпаши Нурадилова на всем протяжении своей истории славился актерскими талантами. Он и сейчас состоит из крепкого и слаженного актерского коллектива, артистов любимых и признанных как у себя в республике, так и за ее пределами.
У истоков второго рождения национального театра наряду с другими стоит имя Раисы Гичаевой. Народная артистка Чеченской Республики, заслуженная артистка РСФСР, воплотившая в жизнь десятки сценических ролей, она является любимицей публики. Сорок семь лет, отданные искусству, дают ей право сказать, что театр - это ее второй дом, жизнь, судьба.
Дочь первых актеров национального театра М. Бадуева и А. Исаевой Р. Гичаева не случайно выбрала путь актера. Ее родной дядя по отцу С. Бадуев сыграл особую роль в рождении Чеченского театра. Его перу принадлежит 15 оригинальных пьес, написанных на самые разные темы и посвященные актуальным вопросам народной жизни. А его драма «Пети-мат» стала классикой чеченской драматургии и долгие годы не сходила со сцены театра. Бывая с самых малых лет с родителями в театре, наблюдая происходящее на сцене, восторженное приветствие зрителей, Раиса решила, что обязательно станет актрисой. И это ей удалось, о чем она никогда не пожалела, а по сей день гордится своей профессией.
В 1957 году Раиса вместе со своей сестрой Тамарой поступает в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В эти годы вместе с ними учились ныне признанные актеры театра: М. Давлетмирзаев, Н. Хаджиева, М. Дудаев и другие. Их приход в 1962 году после окончания учебы в труппу вместе с ныне известными режиссерами Р. Хакишевым и М. Солцаевым связан с расцветом театра. В эти годы коллектив театра уже обратился к сложнейшей мировой и отечественной классике. В репертуаре были В. Шекспир, Ф. Шиллер, Г. Лорка, А. Пушкин, А. Островский, А. Чехов, Н. Гоголь. Обычно начинающему актеру дают незначительные роли, они участвуют в массовках, но Р. Гичаевой, в отличие от этого, сразу доверили играть в серьезных сценах, поручили заглавные роли, с которыми она справлялась с большим успехом.
Рассказывая о своем приходе в театр, Р. Гичаева поведала: «Это хорошие воспоминания! Во-первых, это была молодость. А молодые годы всегда прекрасны. Мы тогда были одухотворены идеями о причастности к восстановлению республики. Хотелось дерзать, творить, внести свою особую лепту в общенародное дело. Наш с сестрой Тамарой первый спектакль - ди-пломная работа «Ромео и Джульетта» и первая моя роль -роль Кормилицы. А самая серьезная роль получилась в спектакле «Свекровь». Роль Марнаны всегда играла моя мама и мне предлагала пробовать. Я стеснительная была [ не могла на репетициях в полный накал сыграть образ, и на сцену в этой роли не выходила. Но случилось так, что мама попала в больницу, а через лень - премьера. Без мамы спектакль срывается. Вот тут я собрала весь свой дух и сумела воплотиться в образ. Получилось. Из присутствовавших в зале никто не заметил, что в роли Марнаны была не А. Исаева».
Ее первые сценические пробы раскрыли в ней удивительные способности перевоплощаться в разных героев, создавать подлинные характеры, участие в разножанровых, разноплановых спектаклях: «Два цвета» Зака и Кузнецова (Верочка), «День рождения Терезы» Мдивани (Виолетта), «Бес-смертные» А. Хамидова (Аза), «Муж моей жены» Г. Хугаева (Зарета), «Горянка» Р. Гамзатова, «Кровавая свадьба» Г. Лорки и других предопределили дальнейшую творческую судьбу Р. Гичаевой. В труппе театра ее талант был сразу оценен по достоинству, она занимает положение характерной актрисы и ей дают более серьезные роли в спектаклях национальной и современной драматургии. Эрита - в трагикомедии Г. Горина «Забыть Герострата», Мать Бепгго - в спектакле М. Солцаева «Шейх поневоле». Особую известность прринесла актрисе роль Маймы из пьесы А. Хамидова «Бож-Али», которая досталась ей также от матери. В этой роли раскрылась яркая комедийность акгрисы. В исполнении Р. Гичаевой образ Маймы обрел сатирическое звучание. Настолько актриса органически слилась с ролью, что ее в народе частенько называют Маймой.
Нет такого жанра на сцене, где актриса не играла бы. Ее сказочные персонажи заставляют смеяться до слез, восхищаться, радоваться, удивляться. Во многих детских спектаклях песни звучали в исполнении самой актрисы. Надолго запомнились зрителям созданные Р. Гичаевой на сцене роли: Бабушка в «Красной Шапочке» Е.Шварца, Лиса - в "Цветном кутюрье» Н. Ширяевой, черепаха Тортила - в «Приключе-нях Буратино» А. Толстого, Правитель города - в «Городе без любви» Л. Устинова, Ангел-клоун - в «Сказках волшебника Сулеймана» I Хакишева и другие. Актриса редкого таланта, высокого дарованья, она с легкостью играет любую роль, речь отточена, движенья быстры я динамичны. Р. Гичаевой созданы замечательные образы не только в спектаклях национальных драматургов, но также ею блестяще сыграны роли в произведениях русских и зарубежных писателей: «Женитьба
Бальзаминова», «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя и др.
Значительное место в сценическом искусстве Р. Гичаевой занимают образы матерей, которые сыграны ею с особым накалом и раскрывшие трагедийный характер дарования актрисы. В них она сумела показать подлинно человеческую доброту, душевную теплоту, мудрость матери. Это такие спектакли, как «Песни вайнахов» и «Земля отцов» Р. Хакишева, удостоенные Государственных премий Российской Федерации и Чеченской Республики, «Когда рушится мир» О.Иоселиани, «Один лишь Бог» С-Х.Нунуева. Будучи мастером перевоплощения и блестящим талантом в области актерской техники, выкристаллизовывая типические черты в своих героях, используя образный язык, особенности родной речи, она сумела создать достоверные портреты героинь с точной характеристикой.
В 2005 году в статье «Прощай, 74-ый театральный сезон» X. Берсанукае-ва писала: "Изумительным актерам Д. Омаеву, Р. Гичаевой, Н. Хаджиевой, Х-Б. Исраилову, X. Кутаеву, У. Зубайраеву, А. Джамаеву принадлежит участие в проектах по линии Региональной общественной благотворительной организации «Спасем поколение». Со спектаклем, поставленным по пьесе М. Ахмадова «Спасем поколение», театр побывал во многих районах и населенных пунктах республики. Участвовал в театральном фестивале в Кабардино-Балкарии".
В последние годы актриса с новой силой включилась в возрождение Чеченского драматического театра. Она занята почти во всех постановках. Играет с таким же вдохновением, желанием, как в первые годы своей творческой деятельности. Спектакли «Захало», «Обет» и другие с участием Р. Гичаевой имеют огромный успех у зрителей. Актриса вместе с выдающейся оперной певицей Галиной Вишневской снялась в фильме А.Сокурова «Александра». С этим фильмом стала участницей юбилейного 60-того Каннского кинофестиваля, первым полпредом искусства Северного Кавказа. Последние работы в театре и кино, где Р. Гичаева играет главные роли, повествуют о последних событиях в жизни чеченского народа.
Своим отношением к искусству, театру, активной жизненной позицией, общественной деятельностью она снискала глубокое уважение и признание всего чеченского народа. Пожелаем и мы ей долгих лет жизни и много лет радовать зрителей своим талантом.
КРЫМ. Глава Крыма Сергей Аксенов рассказал об увеличении доходов региона
АСТРАХАНЬ. Почти полсотни астраханских строителей не видели зарплату два года
ГРУЗИЯ. Двух пропавших мужчин ищут второй день в горах Сванети
АЗЕРБАЙДЖАН. Турция и Армения: каковы перспективы нормализации?
АЗЕРБАЙДЖАН. Магдалена Гроно назначена спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу
ГРУЗИЯ. Как передвигаться по Грузии на поездах: маршруты, цены, как купить билет
АЗЕРБАЙДЖАН. Соглашение Азербайджана и Турции утвердил Ильхам Алиев
ГРУЗИЯ. В чём секрет успеха Грузии? | Алексей Наумов. Разбор