ДАЙДЖЕСТ: |
Чеченский драматический театр имени Ханпаши Нурадилова на всем протяжении своей истории славился актерскими талантами. Он и сейчас состоит из крепкого и слаженного актерского коллектива, артистов любимых и признанных как у себя в республике, так и за ее пределами.
У истоков второго рождения национального театра наряду с другими стоит имя Раисы Гичаевой. Народная артистка Чеченской Республики, заслуженная артистка РСФСР, воплотившая в жизнь десятки сценических ролей, она является любимицей публики. Сорок семь лет, отданные искусству, дают ей право сказать, что театр - это ее второй дом, жизнь, судьба.
Дочь первых актеров национального театра М. Бадуева и А. Исаевой Р. Гичаева не случайно выбрала путь актера. Ее родной дядя по отцу С. Бадуев сыграл особую роль в рождении Чеченского театра. Его перу принадлежит 15 оригинальных пьес, написанных на самые разные темы и посвященные актуальным вопросам народной жизни. А его драма «Пети-мат» стала классикой чеченской драматургии и долгие годы не сходила со сцены театра. Бывая с самых малых лет с родителями в театре, наблюдая происходящее на сцене, восторженное приветствие зрителей, Раиса решила, что обязательно станет актрисой. И это ей удалось, о чем она никогда не пожалела, а по сей день гордится своей профессией.
В 1957 году Раиса вместе со своей сестрой Тамарой поступает в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В эти годы вместе с ними учились ныне признанные актеры театра: М. Давлетмирзаев, Н. Хаджиева, М. Дудаев и другие. Их приход в 1962 году после окончания учебы в труппу вместе с ныне известными режиссерами Р. Хакишевым и М. Солцаевым связан с расцветом театра. В эти годы коллектив театра уже обратился к сложнейшей мировой и отечественной классике. В репертуаре были В. Шекспир, Ф. Шиллер, Г. Лорка, А. Пушкин, А. Островский, А. Чехов, Н. Гоголь. Обычно начинающему актеру дают незначительные роли, они участвуют в массовках, но Р. Гичаевой, в отличие от этого, сразу доверили играть в серьезных сценах, поручили заглавные роли, с которыми она справлялась с большим успехом.
Рассказывая о своем приходе в театр, Р. Гичаева поведала: «Это хорошие воспоминания! Во-первых, это была молодость. А молодые годы всегда прекрасны. Мы тогда были одухотворены идеями о причастности к восстановлению республики. Хотелось дерзать, творить, внести свою особую лепту в общенародное дело. Наш с сестрой Тамарой первый спектакль - ди-пломная работа «Ромео и Джульетта» и первая моя роль -роль Кормилицы. А самая серьезная роль получилась в спектакле «Свекровь». Роль Марнаны всегда играла моя мама и мне предлагала пробовать. Я стеснительная была [ не могла на репетициях в полный накал сыграть образ, и на сцену в этой роли не выходила. Но случилось так, что мама попала в больницу, а через лень - премьера. Без мамы спектакль срывается. Вот тут я собрала весь свой дух и сумела воплотиться в образ. Получилось. Из присутствовавших в зале никто не заметил, что в роли Марнаны была не А. Исаева».
Ее первые сценические пробы раскрыли в ней удивительные способности перевоплощаться в разных героев, создавать подлинные характеры, участие в разножанровых, разноплановых спектаклях: «Два цвета» Зака и Кузнецова (Верочка), «День рождения Терезы» Мдивани (Виолетта), «Бес-смертные» А. Хамидова (Аза), «Муж моей жены» Г. Хугаева (Зарета), «Горянка» Р. Гамзатова, «Кровавая свадьба» Г. Лорки и других предопределили дальнейшую творческую судьбу Р. Гичаевой. В труппе театра ее талант был сразу оценен по достоинству, она занимает положение характерной актрисы и ей дают более серьезные роли в спектаклях национальной и современной драматургии. Эрита - в трагикомедии Г. Горина «Забыть Герострата», Мать Бепгго - в спектакле М. Солцаева «Шейх поневоле». Особую известность прринесла актрисе роль Маймы из пьесы А. Хамидова «Бож-Али», которая досталась ей также от матери. В этой роли раскрылась яркая комедийность акгрисы. В исполнении Р. Гичаевой образ Маймы обрел сатирическое звучание. Настолько актриса органически слилась с ролью, что ее в народе частенько называют Маймой.
Нет такого жанра на сцене, где актриса не играла бы. Ее сказочные персонажи заставляют смеяться до слез, восхищаться, радоваться, удивляться. Во многих детских спектаклях песни звучали в исполнении самой актрисы. Надолго запомнились зрителям созданные Р. Гичаевой на сцене роли: Бабушка в «Красной Шапочке» Е.Шварца, Лиса - в "Цветном кутюрье» Н. Ширяевой, черепаха Тортила - в «Приключе-нях Буратино» А. Толстого, Правитель города - в «Городе без любви» Л. Устинова, Ангел-клоун - в «Сказках волшебника Сулеймана» I Хакишева и другие. Актриса редкого таланта, высокого дарованья, она с легкостью играет любую роль, речь отточена, движенья быстры я динамичны. Р. Гичаевой созданы замечательные образы не только в спектаклях национальных драматургов, но также ею блестяще сыграны роли в произведениях русских и зарубежных писателей: «Женитьба
Бальзаминова», «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя и др.
Значительное место в сценическом искусстве Р. Гичаевой занимают образы матерей, которые сыграны ею с особым накалом и раскрывшие трагедийный характер дарования актрисы. В них она сумела показать подлинно человеческую доброту, душевную теплоту, мудрость матери. Это такие спектакли, как «Песни вайнахов» и «Земля отцов» Р. Хакишева, удостоенные Государственных премий Российской Федерации и Чеченской Республики, «Когда рушится мир» О.Иоселиани, «Один лишь Бог» С-Х.Нунуева. Будучи мастером перевоплощения и блестящим талантом в области актерской техники, выкристаллизовывая типические черты в своих героях, используя образный язык, особенности родной речи, она сумела создать достоверные портреты героинь с точной характеристикой.
В 2005 году в статье «Прощай, 74-ый театральный сезон» X. Берсанукае-ва писала: "Изумительным актерам Д. Омаеву, Р. Гичаевой, Н. Хаджиевой, Х-Б. Исраилову, X. Кутаеву, У. Зубайраеву, А. Джамаеву принадлежит участие в проектах по линии Региональной общественной благотворительной организации «Спасем поколение». Со спектаклем, поставленным по пьесе М. Ахмадова «Спасем поколение», театр побывал во многих районах и населенных пунктах республики. Участвовал в театральном фестивале в Кабардино-Балкарии".
В последние годы актриса с новой силой включилась в возрождение Чеченского драматического театра. Она занята почти во всех постановках. Играет с таким же вдохновением, желанием, как в первые годы своей творческой деятельности. Спектакли «Захало», «Обет» и другие с участием Р. Гичаевой имеют огромный успех у зрителей. Актриса вместе с выдающейся оперной певицей Галиной Вишневской снялась в фильме А.Сокурова «Александра». С этим фильмом стала участницей юбилейного 60-того Каннского кинофестиваля, первым полпредом искусства Северного Кавказа. Последние работы в театре и кино, где Р. Гичаева играет главные роли, повествуют о последних событиях в жизни чеченского народа.
Своим отношением к искусству, театру, активной жизненной позицией, общественной деятельностью она снискала глубокое уважение и признание всего чеченского народа. Пожелаем и мы ей долгих лет жизни и много лет радовать зрителей своим талантом.
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом
СТАВРОПОЛЬЕ. На невинномысской трассе появились указатели к Солдатскому Привалу
КЧР. Рашид Темрезов: В Карачаево-Черкесии появилась четвертая модельная библиотека
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии