Ученые обратились за помощью к NASA и получили доступ к SOFIA.
Подробно: Группе исследователей удалось отследить в далекой галактике следы самых первых молекул, родившихся в космическом пространстве после Большого Взрыва.
Об этом пишет Хроника.инфо со ссылкой на rambler.ru.
Считается, что в начале всего был Большой Взрыв. После этого, примерно через 100 000 лет, первые атомы гелия и водорода начали образовывать связи, создавая молекулы гидрида гелия. Впервые в истории ученым удалось обнаружить эти молекулы — прямую связь с самим зарождением Вселенной.
Задолго до космических колоссов вроде черных дыр и кластеров галактик, в мире царил именно гидрид гелия. Когда его молекулы только начинали формироваться, Вселенной в привычном нам смысле еще, фактически, не было — лишь огромная температура и первые молекулы, натыкающиеся друг на друга во время хаотического движения. Формирование связки HeH — это свидетельство того, что Вселенная остыла в достаточной степени и начала расширяться. Позже охлажденный гелий будет взаимодействовать с гидридом гелия, порождая молекулярный водород — ключевой «строительный компонент» первых звезд.
Вся информация, озвученная выше — это давняя теория, у которой не хватало самого важного фрагмента: доказательства. «Отсутствие доказательств самого существования гидрида гелия в межзвездном пространстве было дилеммой для астрономии на протяжении десятилетий», — говорит Рольф Гестен из Института радиоастрономии им. Макса Планка в Бонне, Германия. Гестен — автор новой работы, поставившей своей целью добыть искомые доказательства.
Для этого ученые обратились за помощью к NASA и получили доступ к SOFIA — крупнейшей в мире воздушной обсерватории, построенной американским космическим агентством в сотрудничестве с Немецким аэрокосмическим центром (DLR). Фактически, это модифицированный под научные нужды самолет Boeing 747SP, на котором установлен отражающий телескоп длиной 2,7 метра.
Гидрид гелия издавна представлял проблемы для ученых. В конце 1970-х при изучении планетарной туманности под названием NGC 702 возникло растущее подозрение, что она может быть «колыбелью» для этой молекулы. Но ничто, даже космические телескопы, не могло отфильтровать шум туманности и различить в нем специфический сигнал гидрида гелия. Поэтому ученые обратились к SOFIA. Самолет летит на высоте 13 700 метров, чтобы минимизировать зашумленность земной атмосферы. Хотя обсерватория не может, как телескоп Хаббла, приближаться к различным объектам в космосе, у нее есть другое важное преимущество — она может спуститься на землю. А значит, в случае необходимости ученые могут оперативно вносить коррективы и калибровать оборудование прямо в процессе работы.