ЧЕЧНЯ. В процессе работы над книгой "Память" об участниках ВОВ, рассматривая анкеты, архивные и личные документы многих фронтовиков, мы, сотрудники отдела научно-исследовательских работ Архивного управления Правительства ЧР, каждый раз открывая для себя что-то новое, просто не перестаем удивляться и восхищаться ратными подвигами, мужеством наших доблестных воинов. Несмотря на то, что руководство страны вероломно изгнало чеченский народ с родной земли, объявив их врагами народа, – они предпочли остаться в строю и сражаться до последнего, чтобы доказать всем, что чеченцы не трусы и, тем более, не предатели. И они это доказали. Чеченцев уважали на фронтах за их храбрость, отчаянность, находчивость, веселость и надежность. Их смело можно было посылать в разведку и атаку... Их товарищи и командиры знали, что в любых критических ситуациях, чеченец никогда не будет паниковать, не оставит боевой пост, не подведет и не оставит своего товарища.
Вопреки очевидному положению обстоятельств, чеченцев очень редко представляли к наградам, не повышали в звании. Командиры боялись нарушить правительственные указы и приказы своего командования (скрепленные грифом «секретно»), которые спускались в действующую армию сверху. Однако были отчаянные командиры, относившиеся с любовью и уважением к чеченским бойцам, которые наперекор всему, беря на себя ответственность, награждали наших земляков наградами и званиями. Было немало случаев, когда награждали, но награда не доходила до своего героя. Чеченцы дослуживались до звания подполковника, редко полковника. И тому была одна и та же причина.
Командиром прославленного 255 кавалерийского полка, дошедшего с боями до Эльбы, был наш земляк из Надтеречья, знаменитый Мовлид Висаитов, которого сам американский президент Гарри Трумэн представил к высшей награде США - ордену «Легион чести», но звание Героя СССР Висаитов получил только посмертно. Яркий представитель командного состава Сакка Висаитов, который служил под началом генерала Плиева (осетина), участвовал также в войне с Японией и награжден высшей наградой Монгольского государства Орденом Мужества из рук самого Чайболсана (впоследствии генералиссимуса).
Братья Ахтаевы, воевавшие под началом генерала Хажибекара Мамсурова (осетина по национальности), тоже имели звания: старший Абдулла был подполковником и заместителем Кавказского полка, а младший - Абдул-Вахаб - в том же полку (воинский чин капитан) командиром эскадрона.
Звание Героя давали за 25 убитых вражеских солдат или за уничтожение определенного количества техники. Герой СССР Ханпаша Нурадилов уничтожил почти тысячу фашистов и является единожды Героем. А сколько было чеченских снайперов! А. Идрисов, М. Амаев, сотни других, которые уничтожили от 60-ти до 300 и более вражеских солдат и офицеров. Многие остались без заслуженных наград, хотя по закону звание «Героя» им полагалось не один раз.
Были на фронтах и известные военные разведчики из Чечни. Это, в частности, офицеры Х. Дачиев (Гудермесский р-н), А.-В. Айдамиров (Шалинский р-н) и многие другие.
Среди защитников Брестской крепости было немало наших земляков, но Героя России, хоть и с большим запозданием, дали только одному из них - Магомеду Узуеву. В этой крепости служил и пропал б/в мой дядя - Сайд-Хасан Бейбулатов.
Вахит Бибулатов, главный специалист-эксперт Архивного управления Правительства ЧР