ЧЕЧНЯ. Акташ-Аух (другое исконное название Пхьарчхошка) - село (аул) в Казбековском районе Дагестана, исконными жителями которого были чеченцы-аккинцы. Чеченцы-аккинцы (или просто аккинцы) этнографическая группа чеченского народа, проживающая на территории исторической области Аух в нынешнем Дагестане, на границе с Чечнёй.
Аул Пхьарчхошка был одним из первых поселений аккинцев после переселения (не позднее XVI века) их предков на земли Ауха предположительно из Аргунского ущелья. Вот что писал известный чеченский краевед Ахмад Сулейманов в своём труде
Пхьарчхошка - селение на левом берегу ГIурий, на северной стороне Юрт-Эвл (новое название - Ленинаул). Считается древнейшим поселением аккинцев. В основу названия, вероятно, легло «пхьарчхой» - лучники, стрелки, от «пхьа», «пха» - стрела, пуля, лук. Согласно полевым материалам, Пхьарчхошка и Ширча-Юрта являются древнейшими поселениями чеченцев-аккинцев, откуда в результате роста населения они расселились в последние века в районе рек Сулак (ГIой-хи), Терека и западного берега Каспийского моря, где на острове Чечень (Нохчийн гIайре) имелся городок Чечана. По нашему мнению, в основу этнических названий «аьккхий», «овхой» легли названия древнейших на Земле профессий - охотников и рыболовов, т. е. названия людей, живущих за счет охотничьего и рыболовного промыслов. [Ахмад Сулейманов. Топонимика Чечни. Издательский центр Эль-Фа. 1997 год]
Более подробно об истории села можно прочитать в Википедии, а я ещё остановлюсь на интересной этимологии двух урочищ в окрестностях этого аула - Лаь-Iин (по русски читается Ля-ин, в переводе "Урочище/лощина рабов") и Элий баввинча ("князей (где) истребили").
Читаем у Сулейманова: Откуда "рабское" название
Лаь-Iин (Ля-ин) «Рабов лощина» - вероятно, здесь постоянно находились люди, попавшие в плен во время военных сражений. Если не находился близкий родственник, чтобы выкупить пленника или обменять его на пленных, то пленник превращался в раба, которого использовали в качестве пастуха, он работал на полях, выполнял тяжелую работу. Рабство в Чечне не прижилось и не утвердилось, рабов отпускали на свободу. Позже в чеченском этномассиве образовалась этническая группа «лайн-некъе». Рабство в стране было отменено решением Совета Страны «Мехкан кхел» еще в начале XVII века, задолго до отмены крепостного права в России. Бывшие рабы получили полную свободу и статус «элаоьзде» - свободный наравне со всеми гражданами Нахской земли. Откуда "княжеское" название:
Элий баввинча «Князей (где) истребили» - урочище на южной стороне Пхьарчхошка. Пашни. На этом месте в давние времена находилось аккинское селение. Чеченцы не признавали ни рабства, ни рабовладения, а также ни угнетения, ни верховодства, ни княжения над собой. Здесь, видимо, истребили аккинских князей, пытавшихся подняться над народом, установив княжескую власть, как в Кумыкии или Аварии, Грузии, Кабарде и Осетии и в других местах. Верховной властью в Чечне был Совет Страны - Мехкан Кхел, который выдвигал и утверждал вождей, и то на время военных действий против иноземных завоевателей. После военных действий эти вожди становились прежними рядовыми людьми: крестьянами, пахарями, пастухами и т. д., не имея никаких привилегий. А член Мехкан Кхела имел лишь малые преимущества: фураж для верховой лошади, помол на сельской мельнице зерна без гарнца, ковка верховой лошади на сельской кузне из его же железа.
Тут я бы поспорил с уважаемым чеченским краеведом Сулеймановым. Ему конечно очень хотелось лишний раз подчеркнуть, что у чеченцев не было князей последние 3-4 века, а те, что были когда -то лишились своей власти. Но! вполне возможно, князья погибли не в результате восстания демократически настроенных масс, а, к примеру, пали от рук неприятелей. Может в битве с армиями Тамерлана?