ЧЕЧНЯ. В XVI веке в Чечне начали активно появляться миссионеры, проповедовавшие ислам. Считается, что им активно помогала Османская империя, стремившаяся обратить весь Кавказ в суннитскую мусульманскую веру. По Чечне начали активно странствовать дагестанские муллы, восхвалявшие новую религию.
Чеченские предания сохранили имя одного из первых проповедников ислама в Чечне. По легенде, его звали Термаол-Шайх и жил он в конце XVI века.
Точное его происхождение неизвестно. Некоторые чеченцы говорят, что Термаол-Шайх (Термола) пришел в их землю откуда-то с востока, со стороны Дагестана. Возможно, он был кумыком, как и некоторые другие исламские проповедники и военачальники в Чечне. Но другие говорят, что Термола великолепно знал чеченский язык, а значит сам был этническим вайнахом.
Термола поселился в селении Корен-Бен нынешнего Курчалоевского района Чечни (Нохч-мохк или Ичкерия). Предания гласят, что Термола был очень красноречив и невероятно убедителен.
Этот проповедник так ярко описывал чеченцам преимущества ислама, мусульманский рай, могущество Аллаха, что все его слушатели тут же переходили в новую веру. Говорят, даже вайнахские старики тут же спешили делать себе обрезание!
Большинство чеченцев и ингушей на тот момент (XV-XVI века) были язычниками - поклонялись целому сонму богов - от верховного бога Дяла до богини весны Тушоли.
Хотя, есть свидетельства, в том числе, русские, что чеченцы-аккинцы (ококи), жившие на территории Дагестана, к той эпохе уже перешли в ислам. По крайней мере, их правители носили исламские имена. Исламские имена носили и правители государства Симсир, существовавшего в Чечне около XIV века.
Интересно, что в XVI веке сохранялись и какие-то остатки православного христианства среди вайнахских горцев. Грузинская церковь и в XVI-XVII пыталась повлиять на вайнахов, укрепив среди них христианство. Но влияние грузин перекрывала мусульманская Османская империя.
Одним из главных сподвижников Термолы в Чечне называют Берса-шейха - юноши из нынешнего Веденского района Чечни. Берса-шейх также активно проповедовал в Чечне конца XVI века ислам.
Именно, благодаря заслугам Термолы и Берса-шейха ислам надежно закрепился в восточной Чечне (Ичкерии).
Есть и информация, что Термола, собрав вокруг себя последователей, начал бороться с язычеством уже не словом, а мечом. По вайнахской легенде Термола в бою истребил три тысячи человек "неверных" и поставил вверх ногами тело каждого тысячного"неверного" ( «Дакъа кхузза ирахӀоьттинчу майданахь»).
Говорят, жестокости Термолы не были забыты чеченским народом. Дети в играх смеялись над ними. Не выдержав такого унижения, Термола будто бы вырыл себе могилу и живой сам погреб себя со словами: "Прощайте, мусульмане, теперь я уже не нужен вам, я вернусь лишь, когда вы снова почувствуете во мне нужду".
Зиярат (священная могила) Термолы расположен в ауле Курин-Бен (Куьйран-Бен) Курчалоевского района Чечни. По местным преданиям, он погребен со своей лошадью. А в том месте, где жил Термола, остались каменные плиты с отпечатками его ладоней и ступней.
Зиярат же Берса-шейха находится на окраине селения Нижние Курчали. Он был реконструирован в 2006 году Рамзаном Кадыровым.
Чеченцы в исламские праздничные дни посещают зияраты Берса-шейха и Термолы, молятся здесь о здоровье себе и свои близким.