ДАЙДЖЕСТ: |
Их смерть стала огромной потерей не только для Азербайджана, но и для всего региона, поскольку и представители центральной азербайджанской власти, и руководители силового блока НКАО, и делегаты от России и Казахстана, летевшие в Ми-8, работали над решением проблем, возникавших в процессе роста сепаратистских настроений в Карабахе. Это были влиятельные миротворцы, стремившиеся закончить нагорно-карабахский конфликт до того, как он перерастет в затяжную войну, и вывести Азербайджан из общего социально-политического кризиса.
С уходом из жизни Тофика Исмаилова, Магомеда Асадова, Зульфи Гаджиева, Исмета Гаибова и других шанс на быстрое урегулирование нагорно-карабахского конфликта оказался упущен. Прерванный полет, закончившийся смертью национальных героев Азербайджана, ослабил Баку и развязал руки силам, стремившимся удержать конфликт в горячей фазе. По сей день обстоятельства этой катастрофы национального масштаба остаются невыясненными.
Известно, что вертолет с ключевыми фигурами азербайджанского руководства направлялся из Агдама в карабахский районный центр Мартуни, где накануне произошли серьезные столкновения между жителями города и населенного азербайджанцами пригорода Ходжавенд. Наблюдатели от России и Казахстана, работавшие в НКАО в соответствии с Железноводским коммюнике, в сопровождении представителей руководства Азербайджана летели в Мартуни, чтобы на месте ознакомиться с осложнившейся обстановкой.
На следующий день, 21 ноября, в Агдам для расследования авиакатастрофы вылетела комиссия МВД СССР во главе с первым заместителем главкома ВВ МВД СССР генерал-майором Вячеславом Пономаревым. Также на место катастрофы прибыли начальник управления прокуратуры Союза Бутурлин и специалист по авиационной технике Козлов, специалисты из Главной военной прокуратуры и заместитель министра внутренних дел СССР Трубин.
Первая версия причин катастрофы была озвучена ТАСС: ссылаясь на комендатуру особого района НКАО, информационное агентство сообщало, что вертолет налетел в тумане на скалу. Однако расследование сразу же поставило под сомнение истинность этой информации, поскольку на фюзеляже были обнаружены пробоины, соответствующие взрыву ракеты. Кроме того, фюзеляж и лопасти имели следы обстрела из крупнокалиберного танкового пулемета ПКТ или КПВТ калибра 14,5 мм. Пулевые ранения были найдены и на телах погибших.
По рассказам очевидцев, сразу после трагедии над местом гибели Ми-8 пролетел неопознанный вертолет, а чуть позже к его обломкам подъезжала машина ГАЗ-56 зеленого цвета. Место катастрофы до приезда комиссии, то есть за сутки было полностью разграблено: исчезло 12 пистолетов, аппаратура азербайджанских журналистов, ценные вещи погибших и приборы вертолета. Есть сведения, что пропали и тела некоторых жертв трагедии. Командующий внутренними войсками МВД СССР генерал-лейтенант Василий Савин рассказывал, что подразделение внутренних войск, добравшись до обломков вертолета, обнаружило следы неизвестных посетителей.
"Черные ящики" Ми-8 уцелели и были направлены в Баку на исследование. По результатам всех следственных действий удалось установить, что вертолет был обстрелян с земли незаконными вооруженными формированиями сепаратистов Нагорного Карабаха. Об этом по телевидению сообщил председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Адыль Агаев, после чего армянские националисты и их сторонники развернули кампанию против следователей.
Так, народные депутаты СССР Зорий Балаян, Виктор Амбарцумян, Генрих Игитян и Сос Саркисян обвинили Центральное телевидение в тенденциозности и намекнули на непричастность карабахских сепаратистов к крушению вертолета. Официальные власти Армении утверждали, что это был несчастный случай. От имени президента Армении Левона Тер-Петросяна и врио премьер-министра Гранта Багратяна высшее руководство России, Казахстана и Азербайджана получило телеграммы с соболезнованиями.
Уничтожение вертолета было классифицировано МНБ Азербайджана как террористический акт, осуществленный карабахскими сепаратистами. Это известие вызвало в Баку волну митингов с требованием к Верховному Совету и президенту страны Аязу Муталибову навести порядок в Карабахе или покинуть свой пост.
Похороны погибших состоялись в Баку 22 ноября, а вскоре район падения вертолета был оккупирован армией Армении, в связи с чем расследование всех обстоятельств теракта, установление его организаторов и исполнителей стало невозможным. По сей день место крушения Ми-8 недоступно для криминалистов.
Сходная судьба постигла и "черные ящики" уничтоженного вертолета: согласно опубликованному в 2016 году журналистскому расследованию, целостность бортовых самописцев вертолета была нарушена после их обнаружения, но до их доставки в Москву. Какие данные были с них стерты, неизвестно.
Незадолго до этого Исмет Гаибов в интервью телевидению отмечал: "Мы говорим о неотвратимости наказания, о неотвратимости ответственности… Каждый должен отвечать за свою вину, и каждый виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности". С момента гибели Исмета Гаибова, Тофика Исмаилова Магомеда Асадова, Зульфи Гаджиева, Николая Жинкина, Санлала Серикова и других прошло 28 лет, но никто так и не понес наказание за их убийство.
В Национальном Собрании произошел инцидент между журналистом и сотрудниками СГО Армении
ИНГУШЕТИЯ. За мошенничество при получении выплат осуждена жительница Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия в числе лидеров по реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение»
ИНГУШЕТИЯ. Майнинг-хищение электроэнергии на 85 млн рублей пресекли в Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии реализуют более 80 региональных проектов
КРАСНОДАР. На Кубани обновили парк 80-летия образования Краснодарского края
КРАСНОДАР. Администрация Геленджика в ноябре проведет выездные приемы в сельских округах