ЧЕЧНЯ. …Народная педагогика, определяя особенности воспитания мальчиков и девочек, четко программируют любовь, нежность, красоту и милосердие как высшие ценности девочек - будущих невест, жен, невесток и матерей; мужество, силу, храбрость и верность Отечеству как главные ценности мальчиков, будущих мужчин – отцов и мужей. Эта идея сформулирована и в древней заповеди чеченцев: «Хотите сохранить Отечество- растите сыновей; хотите сохранить народ- растите дочерей».
…Невеста (нускал) начинается с девушки, которая с первых же минут принятия ухаживания конкретного парня доказывает ему свою верность, преданность и любовь в очень сдержанной, скрытой и скромной, а в критические моменты жизни - и в вызывающей всеобщее восхищение форме. Как это случилось, например, в эпизоде рассказа «Торга» (Торг1а») М. Бексултанова, когда девушка Баччал помогает своему возлюбленному Торге скрыться от стражников, окруживших свадьбу (ловзар). Попав в почти безвыходное положение, абрек Торга дважды громко просит людей потушить большую керосиновую лампу, освещавшую двор. «Когда это не сделал никто, Баччал, возлюбленная Торги, встала, кокетливо – надменно подошла, подобно змее изгибая свое тонкое длинное тело, к стеклянной лампе, стоявшей перед тамадой, взяла ее правой рукой и, высоко приподняв над собой, разбила вдребезги ударом об землю.»
Семейное воспитание девочек ориентировано было на то, чтобы они до совершеннолетия и выхода замуж приобрели максимум практических знаний, умений и навыков, необходимых невесте, жене, матери, хозяйке и невестке. О дочери чеченцы судили по матери, а о матери судили по дочери. По этому поводу чеченцы говорят: «Куда взбирается коза – взберется и козленок».
Последствия неудачного выбора жены, с отрицательными качествами, отражены в героическом «Илли о кумыкском молодце, вдовьем сыне, Жуми Актуле» («Таркхойн к1ентан, жерочун к1ентан, Жумин Акхтуьлин илли»):
«… Если суждено иметь нам ее, Да будет нам, парни, невеста такая! Если суждено друзьями нам быть, Да будем же, парни, мы ими навек! Не стоять бы нам, парни, у несчастной могилы, Которой подобна плохая жена! Да не застанет нас, парни, бой неудачный, Который подобен недружной семье! Горе одно-с плохою женою с вечера жить. Горе другое – развалившаяся обувь к утру!»
(Из статьи Хамзата Домбаева «Традиционный свод правил и норм поведения чеченской невесты и снохи (Нохчийн нускалан а, несан а г1иллакхаш)».