ЧЕЧНЯ. Когда стали селиться евреи в Чечне точно не известно, но ясно, что задолго до Кавказской войны. Так достоверно известно, что горские евреи участвовали и в самой Кавказской войне. Принято считать, что предки горских евреев пришли на Кавказ предположительно в V веке н. э. из Персии, где они оказались в VIII веке до н. э. Известно также, что еще в VI-VII веках равнинная часть современной Чечни относилась к власти могущественного Хазарского каганата, чьи степные подданные исповедовали иудаизм.
По данным, которая приводит Российская еврейская энциклопедия, в 1866 году в Грозном проживало 928 евреев, в 1869 году — 995, в 1874 году — 1259 (14,9 %), в 1890 году — 1594, в 1897 году — 1711 (10,9 %), в 1900 году — 2310 (14 %), в 1910 году — 2474 (9,5 %), в 1926 году — 2787 (2,9 %), в том числе 1475 горских евреев, в 1939 году — 3992, в 1970 году — 4791 (из них 202 горских еврея, 13 крымчаков и 2 караима), в 1979 году — 3758 евреев (1 %)
В Грозном же евреи жили практически с момента его основания. Во время Кавказской войны численность еврейского населения росла за счёт горских евреев, лояльно относившихся к властям Российской империи и спасавшихся в г. Грозный от преследований со стороны горских племён Кавказа. В Грозном ими была образована даже целая слобода, где компактно проживали евреи вплоть до начала 90 годов, а некоторые даже до начала первой войны. Слобода эта располагалась на улице Московская, недалеко от центра Грозного. Застроенная добротными, несмотря на внешнюю неказистость, частными домами, эта улица была местом самого большого еврейского поселения в Грозном.
Еще в дореволюционный период (конец 19 века) в Грозном был построен и молельный дом. В 1900 году на месте молельной была построена полноценная ашкеназская синагога (к слову,по-соседству с мечетью) , которая была закрыта в 30-х годах 20 века. На бывшей улице Красных фронтовиков (так называли ее позднее) находилась огромная площадь, на которой треугольником буквально в нескольких метрах друг от друга располагались мечеть, синагога и церковь. В исторических справочниках и давних путеводителях по Чечне записано, что по тем временам Грозный был чуть ли не единственным местом в мире, где храмы всех трех крупнейших конфессий были расположены на одной площади, разделенные всего лишь несколькими шагами. В советское время (примерно с середины 50-тых) в здании Синагоги расположилось Грозненское Музыкальное училище (открывшееся в Грозном в 1937 году), только вот центрального купола здание уже лишилось.
И еще ... Рассказывают, когда чеченцев депортировали в 1944 году, то раввин Грозного, собрав свою паству, попросил людей не занимать оставленные хозяевами дома, но следить за жилищами и "сохранять все как есть".
В советское время еврейская община Грозного процветала, однако с начала "лихих 90-х" по известным причинам" грозненские евреи были вынуждены покинуть не только Грозный, ставший им родным домом, но и республику. Основными причинами отъезда горских евреев были нестабильность кавказского региона и открытие выезда в Израиль.
Сегодня можно услышать, как местные жители передают друг другу слухи о том, что в Грозный возвращаются уехавшие отсюда десять лет назад дети Израиля. Трудно судить об этом, а вот по факту футболисты иерусалимского «Бейтара» приняли участие в товарищеском матче с грозненским «Тереком (ныне ФК Ахмат)». Как сообщал официальный сайт чеченской команды, «в упорной борьбе, проходившей на газоне «Ахмат Арены», соперники не выявили победителя, матч завершился нулевой ничьей». Как и полагается между друзьями.
Известные "чеченские" евреи
Одним из самых известных чеченских евреев являлся профессор Виктор Абрамович Кан-Калик, ректор Чечено-Ингушского государственного университета. В 1991 году он был убит неизвестными бандитами. Ныне именем Кан-Калика называется одна из улиц Грозного.
Раввины Грозного: Моше Царнис, Шауль Биниамини, Исраэль бен Ашер.
Матвей (Матитиягу) Богатырев — горский еврей из Грозного, участвовал в работе 4-го Всемирного сионистского конгресса.
Илья Шеребетович Анисимов — первый горский еврей - этнограф и историк.
Арон Беньямини (Бениаминов) (1886, Грозный — 1943, Тель-Авив) врач, общественный деятель, активный участник сионистского ревизионистского движения, основатель Национального союза врачей Израиля, имя Беньямини носит кардиологический центр больницы «Гадасса» в Тель-Авиве.
Арсений Григорьевич Ридаль (1883, Петербург -1975, Грозный) — режиссёр, актёр, главный режиссёр Грозненского театра в 1952—62 годах.
Наами Рабоевна Ифраимова (р. 1941), балетмейстер, организатор и руководитель хореографического ансамбля «Товуши».
Лев Николаевич Раабен (р. 1913), музыковед, доктор искусствоведения (1968), профессор (1971), автор работ и исследований по истории камерно-инструментальной музыки.
Владимир Шимдуевич Богатырев — горский еврей из Грозного, художник, герой Великой отечественной войны.
Виктор Агавович Рабаев — горский еврей, поэт из Чечни. Сторонник независимости ЧРИ, критик Кадыровых.
Иосиф Вардан — горский еврей из Грозного, скульптор, переехал в США, принимал участие в разработке и дизайне президентских лимузинов для Дж. Буша и Б. Обамы.
Гельман Ефим Леонидович — министр народного образования Правительства ЧР при Завгаеве.
Кошман Николай Павлович — председатель Правительства ЧР при Завгаеве.
Чеченцы в Израиле
В Израиле чеченцы живут в городе Абу-Гош. По рассказам жителей этого города их предками были чеченцы, хотя во многих источниках черкесы и арабы, состоящие на службе у турецкого шаха в период Османской империи в элитных войсках “Мамлюки”.
По словам Татьяны Горевич население города Абу-Гош, состоящее из потомков чеченцев на 99% делятся на 4 ветви (тейпа), которые не допускают кровосмешения с другими народами, храня чистоту своего рода.
Мэр Абу-Гоша, Селим Джабер утверждает, что его предки — этнические чеченцы-мухаджиры, поселившиеся в предместье Иерусалима ещё в 1517 году.