Есть несколько версий появления евреев на Кавказе. Они могли быть выходцами из Персии, бежавшими от вторжения кочевников или мусульман. Есть предание, что царь Ассирии Саргон переселил десять колен Израилевых в «горы Мидийские». По другой — из Персии бежали люди из колена Симонова и осели на Кавказе еще в VIII веке. Так или иначе, но в Дагестане и Азербайджане были и есть еврейские поселения. Представители этого субэтноса называют себя джууру, жугьур или гьивр. Многие из них, так же, как и евреи «равнинные», эмигрировали в советские годы в США, Израиль и другие страны.
По всему миру разбросано около 250 тыс. горских евреев. В России живет около 30 тыс. — это данные переписи 2010 года. Самые крупные сообщества проживают в Москве, Дербенте, Махачкале, Пятигорске, Нальчике, Грозном, Хасавюрте и Буйнакске. Если посмотреть на старые фото горских евреев, вы не отличите их от осетин, дагестанцев или азербайджанцев. Действительно, джууру готовили блюда кавказской кухни, носили бурки и танцевали лезгинку. Они так же, как и их соседи, пасли скот, ткали ковры, работали на земле и выращивали виноград.
Удивительно, но нормой считался не только калым за невесту, но и многоженство. Единственным серьезным отличием было вероисповедание — иудаизм, а также связанные с ним традиции и ограничения. Горские евреи соблюдали кашрут, отмечали Пурим и Хануку, чтили субботу и по важным поводам советовались с раввинами.
Интересно, что еще в IX веке под влиянием переселенцев из Персии в иудаизм перешли правители Хазарского каганата. Вместе с горскими евреями хазары успешно боролись с арабскими завоевателями. А в XIX веке джууру поддержали Россию в борьбе с имамом Шамилем.
Вообще горские евреи отличались крутым нравом. Достаточно рассказать об одном из народных героев, еврейском Робине Гуде — поэте Мардахае бен Овшолуме. Он жил в середине XIX века в Дербенте в очень бедной семье и рано остался сиротой. В девять лет пошел работать, чтобы прокормить младших братьев и сестер, и тогда же начал писать стихи на азербайджанском языке. По легенде, росту в Мардахае было больше двух метров. С юности он проповедовал на улицах и призывал богатых делиться с бедными. А потом пошел работать в полицию, чтобы защищать слабых, однако проповеди не бросил, и его быстро выгнали. Мардахай устроился ночным сторожем на рынок и однажды спас женщину от пьяного жандарма, но слегка перестарался и насмерть заколол насильника кинжалом. Мардахая отправили по этапу в Сибирь. Оттуда он быстро сбежал и, подобно Робину Гуду, начал грабить богатых и отдавать их имущество бедным. Его каждый раз отправляли на каторгу, а он сбегал, в конце концов народного спасителя отправили на русско-японскую войну, где он доблестно сражался и получил Георгиевский крест. Уже пожилой Мардахай был пламенным сторонником большевиков и воевал за победу революции. Легенда гласит, что героя отравил недоброжелатель, незаметно налив в его вино яд. Такая вот удивительная история.