ДАЙДЖЕСТ: |
Хотели было солнечные блики заглянуть в сырые глубины мрачных ущелий, что следы ушедших дней хранят, да испугались, повернув обратно. По пути озолотили башни, что невозмутимо дремлют даже на рассвете, как одряхлевшие старики, в глубокой мудрости минувших веков.
Дорога змеей поползла, зашуршала меж лысых камней толстой шкурой, упрямо карабкаясь на вершину, туда, где хранит молчаливое величие озеро Кезеной-Ам. 1869 метров разделяют его перламутровые воды с низовьями Чеберлоя. По преданию, здесь когда-то жил древний аул. Жил, да ширился, богател. Ни лишений ему, ни невзгод, ни войн.
Как-то раз посетил тот аул седовласый старец. Шаркая по улицам в разбитой пыльной обуви, просился старик на ночлег. Много домов обошел. Во многие двери стучал. Никто ему не отворил, воды не подав, хлеба не отломив. И жила в том ауле на самой его окраине бедная вдова. Полуразвалившаяся хижина женщины еле держала на себе крышу. Впустила старика вдова, поделившись своей скудной пищей.
Утром, проснувшись, старик сказал вдвое, что не нищий он, но ангел, посланный богом с небес проверить жителей этого аула на доброту и чистое сердце. Сказал старик вдове, что бог разгневался на жителей аула и будут наказаны они за свою жадность и несоблюдение обетов гостеприимства. Аул погибнет. Вдова же должна успеть покинуть его, забрав детей, подняться на тот склон горы, что виднеется вдали.
Сказал так старик и исчез, будто и не бывало его, да все, что видела вдова и слышала, не явью было, но сном. Только успела вдова вместе со своими детьми взобраться на гору, что указал ей старик, бурный поток воды пошел со склонов, обрушившись на аул непроницаемой стеной. Вмиг исчез аул в волнах, поглотив нечестивых жителей.
Другое предание говорит, что селение основал орстхоевец по имени Кезеной вместе со своими сыновьями. А потом пришел сюда отряд стрелков нашхойцев во главе Алдама. Между нашхойцами и орстхоевцами завязалась схватка.
Воины Алдама выиграли сражение, а сам Алдам стал правителем Чеберлоевской местности, выстроив крепость Алдам-Гези. Развалины, обнесенные каменной стеной, разрушенной ветрами и временем, виднеются на склоне высокой скалы. Группа руин, жилая башня, известная под названием «Башня Дауда», от которой сохранился один лишь фундамент, охраняют покой ушедших поколений вайнахов.
К югу от цитадели расположена мечеть. Ее постройку относят к более поздним временам XVII века, когда в Чеберлой пришел ислам. И если замковый комплекс сделан в чистом вайнахском стиле, то архитектура мечети веет «дагестанским» колоритом.
Под дверной порог мечети вделано надгробие, принадлежащее эпическому чеченскому герою Сурхо. Адин Сурхо по преданию выходец из здешних мест. Хотя, ингуши считают его основателем аула Сурхахи, что находится в горной Ингушетии. Так или иначе, в легендах говорится о победе Сурхо в войне против кабардинского князя Мусоста. Сурхо забрал земли князя и поделил их между бедными семьями.
Жил тут с седой древности разноплеменной состав. Воинственные народы носили много имен: керпеты, аланы, маскуты, аорсы, аккибы, чермнои, бунийцы… Но все они вошли в историю под собирательным названием «массагеты». Так именовали тех, кто вооружался против крупных нападений захватнических войск.
Тяжелы были последствия вражеских нашествий, нарушая закономерность хода развития каждого из народов, его духовной культуры, ритма жизни, разрушая экономику. Что делать, если народы по составу своему немногочисленны, а враг силен, неся угрозу и опасность для всех? Объединяться с одной целью: восстать против иноземного захватчика, общими силами вытеснив его со своей земли.
Напротив аула Хой хорошо различимы стены замкового комплекса Алдам-Гези. Красивый стройный ряд архитектурных сооружений эффектно смотрится на зеленом ковре высокогорья Чечни. Он высится прямо над дорогой в поселение Макажой.
У подножия той самой горы приютилась жилая башня. Видно, что стены башни клали без раствора. Камни и плиты хорошо обтесаны и подогнаны друг к другу. Титанический труд! Сторожевые башни, что цепью тянулись по обеим сторонам ущелья, разрушались не один раз. Их снова перестраивали, укрепляя линию обороны.
В сравнении с народами предгорий Северного Кавказа, что страдали от нашествий монголо-татар, упрямые вайнахи, с детских лет привыкшие к трудностям и тяжбам горской тяжелой жизни, практически всегда достойно отражали атаку, оставаясь вольным, свободным обществом.
На повороте от аула Кезеной можно заметить большую гору с плоской вершиной, укрепленной со всех сторон кладкой из камня. Там, где стена идет над узкой впадиной, виднеется возведенная опорная арка. Это укрепление замка. Когда враг подходил вплотную к аулам, сюда загоняли скот.
На этой скале раньше высилась и воув, в наше время от башни сохранились обрывки в виде бесформенной груды камней. Рядом с замком на самом склоне находится мусульманское кладбище. Сторожат его древние чурты. Близ селения Кезеной расположены руины еще трех боевых и нескольких жилых строений. Среди них одно здание было определенно приспособлено под мечеть.
Есть тайны, что впиваются корнями глубоко в землю. Снимая пласт за пластом грунта истории, невольно погружаешься в минувшие эпохи. Погружаешься со страхом, как бы не похоронить себя там живьем — под грудой преданий, домыслов и фактов.
Но можно и не зарываться так глубоко. Поверхность тоже хранит немало, да столько, что захватывает дух. Всего-то дел, что нужно вооружиться терпением, пытливостью, вдумчивостью, исследовательским азартом... И временем. А время, как известно, ресурс невосполнимый. Спешить, погружаясь в объем? Или смаковать, захватывая вершки? Что предпочтете вы?
КРАСНОДАР. Один из районов Кубани подвергся массовой атаке БПЛА
АЗЕРБАЙДЖАН. В Баку осудили отказ Франции участвовать в COP29
КРАСНОДАР. На Кубани увеличили срок заключения блогеру-сыроеду Лютому
С. ОСЕТИЯ. Старшеклассников Северной Осетии начнут бесплатно готовить к ЕГЭ в специальных центрах
КРАСНОДАР. Суд вынес решение о домашнем аресте жены экс-мэра Сочи
АЗЕРБАЙДЖАН. УЕФА разрешил Азербайджану продать лишь 40% билетов на матч с Эстонией
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря