ЧЕЧНЯ. Депортация 23 февраля 1944 года кровоточащая рана в душе вайнахского народа. Более 500 тысяч человек по надуманному обвинению в обвинению в коллаборационизме, без суда, тайком были вырваны из жизни. Чеченцы и ингуши прошли через все ужасы спецпоселений, оставив в них лучшие годы, здоровье, а зачастую и жизни.
Практически в каждой семье существуют семейные рассказы, страшные истории о загубленных судьбах, погибших родственниках. Даже за невозможность транспортировки из-за погодных условий можно было получить высшую меру сталинского «провосудия» - пулю в затылок. И о подобных случаях известно немало. Ну, как объяснить потомкам чудовищное бесчеловечное злодеяние в ауле Хайбах. Благословенна память чеченцев, убитых сталинскими опричниками.
Лишь немногие смогли выдержать эти семь кругов ада. По оценке историков, жертвами сталинско-бериевской карательной машины стали 50% народа. Многие умерли от холода, голода и эпидемий. И среди них все те, кто творил на языке своего народа, кто своим талантом обогатил великую вайнахскую культуру. Все они на фоне бравурной пропаганды о «светлом будущем», не смогли или не успели разглядеть звериный оскал сталинизма.
К началу войны 9 тысяч вайнахов служили в частях РККА. Более 17 тысяч жителей записались в народное ополчение. В ЧИАССР были сформированы 317-я стрелковая дивизия, 114-й кавдивизион, 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон и стрелковая маршевая дивизия. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии.
Активно помогали фронту и труженики тыла республики. К началу 1942 года в качестве подарков для воинов были собраны посылки на сумму более 1 млн рублей, большое количество белья, тёплых вещей, головных уборов и обуви, тонны мяса, рыбы, сыров, кондитерских изделий, фруктов и овощей. Работники народного хозяйства вносили в фонд обороны страны свой однодневный заработок из ежемесячной зарплаты. В течение 1943 года жители республики собрали на строительство бронепоезда «Асламбек Шерипов» 13 млн рублей.
На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 80 тысяч человек. Заводами Грозного были изготовлены тысячи противотанковых ежей. За героический труд на строительстве оборонительных рубежей тысячи жителей республики были награждены медалями «За оборону Кавказа».
Но в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о не награждении отличившихся бойцов из их числа. Вайнахов вообще подлежали забвению. Их культуры, истории как бы не существовало. Депортировали и забыли. Наградных документах чеченцы, представленные к званию Героя Советского Союза, были записаны под другими национальностями: Хаважи Магомед-Мирзаев – татарином, Ирбайхан Бейбулатов – кумыком, Хансултан Дачиев – осетином, Ханпаша Нурадилов – азербайджанцем, Абухаджи Идрисов – не указана.
Не обходилось и без курьёзных дилемм. Так, чеченец Саид Хасуев в 1944 году проходил службу на Сахалине. НКВДэшники, видя, что дальше высылать некуда, предложили ему заменить паспорт и национальность. Но тот ответил отказом.
Время перемалывает oчевидцев, но не oстывaют эмoции… Рассказы отца и людей его поколения о 13 страшных годах высылки заставили меня ещё в детстве понять и осознать, насколько неустойчивым и призрачным является благополучие и положение вайнахов в «братской семье» народов СССР. Вайнахи стали жертвой сталинско-бериевской карательной машины за нежелание отречься от своих корней и изменить вере отцов.
Чеченцы никогда не забудут жертв депортации. У каждой из них - своя история и будущее, которого лишили.
Мы, и только мы, обязаны хранить память об этой трагедии и не позволить ее повторения.