Речь идет о тотемизме, вернее, его отголосках. Тотемизм - одна из ранних форм религии, суть которой заключается в вере в родство между человеческими группами и видами животных, птиц и даже растений. Эти животные и птицы были для родов, носивших их название, священными и почитались всеми членами рода.
У балкарцев и карачаевцев сохранились отчетливые следы такого отношения к некоторым животным и птицам. Например, нельзя было убивать змею, живущую во дворе дома - она считалась охранительницей дома, и умирая, могла страшно проклясть весь род. Перед ее норкой каждый день ставили чашку с молоком.
Широкое распространение среди балкарцев и карачаевцев имела вера в магическую силу "змеиной бусины" (жилян минчакъ). Считали, что бусина находится в зеве змеи. Отнимать ее нельзя - надо бросить перед ней красную тряпочку или шнурок, и тогда змея сама выплевывает бусину и уползает. Верили, что человек, взяв в рот эту бусину, может понимать язык зверей и разговаривать с ними, что эта бусина может исцелять все болезни. Есть сказка, в которой ребенка забыли на поле, а когда, спохватившись, прибежали за ним, оказалось, что ребенок спит в своей чудно изукрашенной люльке, а змея, покачивая ее, поет колыбельную.
Почитаемым животным был и олень; оленье молоко, по народным представлениям, является волшебным лекарством, исцеляющим самые страшные хвори. В древней песне "Бийнёгер" говорится, что брата героя, заболевшего неисцелимой болезнью, может спасти только оленье молоко, на поиски которого он отправляется в горы.
Но, вероятно, самым почитаемым животным для наших предков был волк. Следов такого отношения к нему в карачаево-балкарском фольклоре и обрядах очень много. Мы перечислим коротко некоторые из них.
Человеку, подозреваемому в воровстве, давали подержать зажженную волчью жилу, веря, что если человек виновен, но скрывает вину, его схватят корчи или он распухнет. Больного ребенка лечили протаскиванием под черепом или шкурой волка, подвешивали к его люльке кусочек шкуры и косточку волка, заплетали из волчьей шерсти косички и подвязывали к перекладине колыбели и т.д. По народным воззрениям, волк является злейшим врагом всяких злых духов, враждебных человеку. Рассказывают и сейчас, что волк имеет способность видеть чертей, что волки ловят и поедают их детей, что в доме где на стене висит волчья шкура, черти не появляются; повстречать в пути волка считалось хорошей приметой и т.п.
Вплоть до середины 20-го века почти в каждом балкарском доме можно было найти кусочек шкуры или пучок шерсти чернобурой лисы. Балкарцы и карачаевцы считали, что там, где живет чернобурка, не бывает голода, всегда есть изобилие, поэтому убивать чернобурку считали грехом, но если уж такое случалось, брали себе по пучку ее шерсти, веря что это предохранит дом от всяких бед.
Ни в коем случае не допускали балкарцы и карачаевцы убийства лягушки. Говорили: "Убить лягушку и убить хаджи - одинаково тяжкие преступления".
По сей день строго выполняется запрет не только убивать, но и ловить ласку (агьаз). Считается, что ласка может жестоко отомстить обидчику, отравив своими экскрементами воду или молоко в доме, что человека, убившего ласку, всю жизнь будут преследовать несчастья. В честь почитаемого животного исполняли даже особый “Танец ласок” (“Агъаз тепсеу”), обычно это делали девушки.
Запрещалось также убивать или тревожить ежей. И наоборот, если перечисленные животные пользовались у наших предков почитанием, то рысь вызывала у них cтpax, поскольку они верили, что грозное божество смерти, забирающее у них души (Жан Алыучу), имеет облик рыси (сюлесин). Считалось, что человек, который убил рысь, должен всю жизнь носить с собой ее коготь, потому что будет сильно мучаться перед смертью, и, для того, чтобы прекратить его мучения, надо показать ему этот коготь. Поэтому существует выражениё “Сюлесин сойгьан сюелмез” - Кого задрала рысь, тот не поправится.
Из домашних животных наибольшим почитанием пользовался у балкарцев и карачаевцев, как и у их предков, конь. Коневодство было их традиционным занятием (например, перед отменой крепостного права .на душу населения в Балкарии приходилось больше лошадей, чем в любом другом районе Северного Кавказа). В нартском эпосе нашего народа коню отведено немало страниц. Конина служила, одним из видов традиционной пищи.
Предки балкарцев и карачаевцев хоронили, вместе с умершими или погибшими их верных коней. Даже злые оборотни - обуры, которые могли принимать облик разных животных и зверей, чтобы вредить людям, не могли, по народному мнению, причинить вред коням. Старики говорили, что способностью видеть нечистую силу - бесов, джиннов - обладают только волки и кони. Бить коня по голове строжайше воспрещалось, говорили: "Атны башы - кюндю" - Голова коня - солнце. Для того, чтобы прекратить засуху, опускали вводу подвешенный на веревочке конский череп, считая, что вскоре после этого пойдет дождь. Видимо, череп символизировал солнце, а река - дождевые облака. До наших дней сохранился обычай вывешивать на кольях плетня конские черепа, чтобы предохранить урожай от "дурного глаза". Любимая масть коней для героев карачаево-балкарского фольклора - гнедые (тор).
Другим домашним животным, почитаемым в народе, был баран. На его шею, в отличие, от коров или коз, никаких талисманов не вещали, считая, что баран сам является живым талисманом: новорожденному ребенку мазали лицо кровью жертвенной овцы, чтобы ему передалась
магическая сила, заключенная в ней; при строительстве дома под ним закапывались бараньи рога, чтобы оберечь его от несчастий. Бараньи и турьи рота прибивали над входом в жилище. Свинья олицетворяла в представлениях древних балкарцев и карачаевцев сытость и довольство. Поэтому под притолокой держали 4 или 8 свиных ножек, и, когда приезжал гость, их клали на край стола, веря, что благодаря этому приему стол всегда будет полон еды. Перед первой пахотой бросали в огонь кусочек свиной кожи, веря, что запах торящей кожи приятен богатырям-нартам, находящимся в ином мире, и что они попросят у верховного бога Тейри ниспослать богатый урожай, а бог-покровитель животных - Апсаты избавит посевы от потравы их дикими свиньями.
Еще одним широко бытовавшим культом был культ собаки. Чтобы ребенок рос здоровым, его пеленали на том месте, где любила лежать собака. Ребенка, у которого появились язвы на голове, пеленали на месте, где закопана дохлая собака, проводя по голове старым гребешком - видимо, для того, чтобы магическая сила собаки впиталась в язвы и исцелила их. Чтобы остановить дождь или ветер, пекли пирог с начинкой из сыра и клали на том месте, где был закопан дохлый щенок. Верили также, что душа мертвого человека вселяется в собаку, поэтому собаку, которая начинала выть возле дома, обязательно прогоняли, считая, что она предвещает смерть одного из живущих в доме.
checheninfo.ru