Все ,самые воинственные народы мира умели при необходимости впадать в так называемый "боевой транс", позволявший бойцу вступать в бой с любым врагом не страшась ,а наоборот устрашая его своей яростью граничившей с бешенством .
В древнегреческом эпосе состояние боевого исступления обозначалось словом λύσσα («лисса») от λύκος, «волк, пес», то есть «ярость воителя, который благодаря ей становится неуязвимым и уподобляется волку или псу». Это состояние исступления сопровождалось не только «бешенством», но и потерей осознания своего «Я» и ощущением подчинения божественной воле: "Отвагу, позволявшую воину совершать столь блестящие подвиги, он черпал в своего рода экзальтации, воинском неистовстве , в которое он был ввергнут помимо своей воли, вдохновленный богом ".
Имя скандинавского бога Одина , покровителя воинов-берсерков, происходит от слова wut или wuot ,то есть «бешенство». В «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона говорится: «Один сделал так, что его мужи сражались в битве без панцирей и были безумны , как псы или волки, это называлось свойством берсеркера ». Их считали необыкновенно свирепыми и сильными. Поэтому один только вид бешеных воинов приводил в ужас врагов.
В древнейшей кельтской поэзии всякий выдающийся воин тоже иногда именуется «яростным ,бешеным псом». В отрывке из древней ирландской поэмы говорится: «три внука Байскне яростные псы». Самый знаменитый герой кельтского эпоса Кухуллин также неоднократно называется «ярым псом»,а также упоминается что : " Ото лба его исходило "бешенство героя", длинное, как оселок". Кельтские воины впадавшие в неистовство назывались Фении. Эти воины образовали фианну - "священный отряд" , они вместе пировали, но сражались всегда порознь. Прятаться за броней, шлемом, щитом у воинов фианны считалось недостойной трусостью.
Самый воинственный народ Африки ,зулусы ,умели пробуждать в себе "боевое неистовство" при помощи особого танца Гийя. Именно в таком состоянии зулусы атаковали англичан или буров, которых не всегда спасало даже наличие огнестрельного оружия. Больше всего европейцев поражало то что после залпов ружей , выкашивавших раз за разом целые ряды нападающих, оставшиеся продолжали наступать, с неизменной яростью.
Индийские кшатрии, воинское сословие ариев , для введения себя в состояние "боевого бешенства" использовало жидкость под названием Сома ,"божественный напиток". Покровителем воинов был Шива , он же был и "изобретателем" сомы, а также «ответственный» за боевую ярость кшатриев.
Разумеется и черкесские бойцы, будучи одними из самых изощренных воинов в мире, с успехом использовали состояние "священной ярости" в битвах со своими многочисленными врагами . Апофеозом этого бесконечного противостояния стала неравная схватка Черкессии с Российской империей. Схватка длиной в четыре поколения ,в которой черкесские воины проявили себя как более чем равный противник гигантской империи не знавшей сколько нибудь серьезных поражений за всю историю своего существования. Воинские умения черкесов невольно вызывали искренней восхищение даже у их заклятых врагов ,в первую очередь русских и тюрок. Аутентичные письменные источники изобилую лестными отзывами о высоких боевых навыках, нравственности и силе духа черкесских воинов. Среди прочего в них часто упоминается и особое состояние адыгских бойцов в котором они находились во время сражений.
Турецкий путешественник Э.Челеби видя с какой легкостью черкесы расправляются с крымским войском кратко описал в своей "Книге путешествий" манеру ведения черкесами сражений : "Они вступают в бой как бешеные медведи."
Историк и участник российско-черкесской войны, Короленко П.П. в своих «Записках о Черкесах» отмечает : "В закубанских походах приходилось мне наблюдать характер черкесов в сражениях, доходивший до неистова, до сумасшествия."
Современник русско-черкесской войны 1763-1864 гг. И.Н. Захарьин , сообщает в своей работе "Кавказ и его герои". : "С налитыми кровью глазами, с шашкой и пистолетом в руках, с пронзительным и диким гиканьем, от котораго мороз пробегал по коже даже у привычных людей, кидался черкес в битву, не мысля ни о чем, кроме победы." Напомню что скандинавские берсерки вступали в бой с волчьим воем на устах ,повергая противника в ужас.
Есаул Вишневецкий,участник кровавого боя с черкесами 28 февраля 1863 года произошедшего на Псекупсе ,в местности Догай и впечатленный свирепой яростью с которой черкесы бились против частей Пшехского, Адагумского и Шебшского отрядов пишет: " Это были не люди а дьяволы, это был не бой а кромешный ад ! "
Другой участник русско-черкесской войны Г. Д. Добровольский-Евдокимов, описывая одно из сражений с черкесами и находясь под впечатлением от увиденного , сообщает : "Я никогда не видел и не знаю таких яростных нападений, какие делали черкесы 16-го июня 1862 года на Пшехе. Для этого нужно ,чтобы военный пыл огнем горел, накаляя отважность до безумия . Очевидец больших боев и действий войск лучших на свете, я считаю долгом отдать должный почет нашим бывшим врагам на Кавказе, как воинам, достойным славы."
Разумеется список имен авторов отмечающих в своих работах эту характерную черту сражающихся черкесов можно продолжать еще очень долго ,но все же хотелось бы понять что помогало черкесам впадать в "боевое неистовство" ? Мы знаем что это не наркотики-галлюциногены как у кшатриев или берсерков, также это не пляски как у маори ,зулусов или индейцев. Тогда что ?
Интересно также отметить что самые смелые и прославленные черкесские воины были необычайно скромными в мирной обстановке и лишь в боевой час превращались в свирепых и беспощадных хищников ,зачастую в одиночку бросавшихся на многочисленного врага :
«Еще в 1863 г. черкес, случайно отрезанный от своих и окруженный целым отрядом, не сдавался и умирал с оружием в руках» , пишет генерал Р.А.Фадеев .
"В письмах о Крыме, об Одессе и Азовском море", отпечатанных в типографии Н.С. Всеволжскаго, в 1810г. сообщается : "Черкес есть существо на земле самое свободное и независимое, будучи тверд во всех безпокойствах, храбр до безрассудности, силен и проворен, не страшится никакого врага и никогда не отдается в плен. "
checheninfo.ru