ЧЕЧНЯ. Вторая чеченская кампания, по существу, завершилась в 2000 году ожесточенным сражением в предгорном селе Комсомольское. Бой продолжался с 5 по 20 марта. С российской стороны порядка 300 человек получили ранение, 50 убитых. Чеченцы потеряли 500 бойцов и 273 из них попали в плен.
Начало 2000 года ознаменовалось тем, что чеченские боевики потеряли контроль над значительной частью территорий, и, оказавшись в окружении федеральных войск, сосредоточились в Аргунском ущелье.Часть боевиков во главе с Хаттабом и Шамилем Басаевым взяли курс на Улус-Керт, столкнувшись с десантниками 6-й роты Псковской дивизии ВДВ на высоте 776. Прорыв боевикам удался.Часть боевиков, около тысячи человек, все еще оставались в ущелье. Их полевой командир Руслан Гелаев принимает решение двигаться на село Комсомольское. Там он собирался объединить разрозненные бандформирования и захватить Урус-Мартан.
4 марта одна группа боевиков прорвалась к Комсомольскому. Утром 5-го марта Гелаев повел штурмовать село остальных своих людей, коих насчитывалось несколько сотен. Одна сотня боевиков начала вести беспрерывный огонь по позициям федеральных войск, в то же самое время 50 штурмующих ринулись в гору.Такого отчаянного штурма от чеченцев российская сторона не ожидала. Позже Сергей Стволов, командир 503 мотострелкового полка, скажет:
“В прошлую войну они менее злые были, что ли, а сейчас пёрли волнами, как в психическую атаку шли! Мы их прямой наводкой лупим, а они идут и идут. Когда отбились с трудом, сто пятьдесят их трупов нашли”.
На помощь к державшим оборону мотострелкам поспешила разведгруппа в сопровождении танка с бортовым номером 812. Однако группе так и не удалось пробиться к своим. Танк был обездвижен, разведчикам пришлось отступить назад. В течение нескольких часов экипаж во главе с лейтенантом Луценко А. А. отстреливался от боевиков. Все это время бовики обстреливали их из гранатометов, но танкисты не сдавались. Когда же закончился боекомплект, Луценко вызвал огонь артиллерии на себя, но даже это не остановило боевиков, и они подошли вплотную к Т-72. Только к вечеру мотострелкам удалось прорваться к Луценко и экипажу, но было поздно. Лейтенант и наводчик были зверски убиты, а механика бандиты взяли в плен.
Боевикам во главе с Гелаевым удалось занять Комсомольское, местные жители вынуждены были спешно покинуть дома. Федеральные силы получили приказ окружить село плотным кольцом, а 6 марта отряды спецназа “Тайфун”, “Росич” и отряд СОБР из Центрально-Черноземного региона вошли в село, толком не зная потенциал противника. Боевики их встретили мощным огнем, вынудив отступить и притаиться. Оказавшись в окружении, бойцы на протяжении восьми часов отстреливались, но жертв избежать не удалось: погибло 14 человек. Тем не менее, несмотря на трудное положение, двум отрядам спецназа (“Росич” и СОБР Центрально-Черноземного РУБОПа) удалось продвинуться вперед и захватить один из домов, что позволило другим частям занять позиции в селе. Спецназовцы, проложившие путь, оказались отрезанными от основных сил, и выбираться из-под обстрела им пришлось самостоятельно. В этом бою никто из них не выжил. Командир отряда спецназа “Росич” Джафяс Яфаров получил звание Героя России посмертно.
Встретив такой уверенный отпор чеченских боевиков, военное руководство РФ принимает решение о проведении крупномасштабной операции. Стало очевидно, что в домах, построенных по типу укреплений, террористов ручными гранатометами не достать.
Толстые стены и глубокие подвалы служили им отличным опорным пунктом. Только огонь авиации, артиллерии и танков справился бы с поставленной задачей. Кроме того, это решение минимизировало бы потери нашей стороны. Однако бойцы все равно гибли, и, чаще всего, в уличных боях. Противники просто забрасывали друг друга гранатами.
Несмотря на мощные бомбардировки боевики Гелаева не собирались сдаваться. Ночью, небольшими группами, они пытались прорваться через окружение федеральных сил, но сразу же уничтожались, либо попали в плен. Среди наемников оказались не только арабы, но и китайцы, из Чехии, даже один из Индии.
Гелаев вместе с семьей смог бежать, но на тот момент это было неизвестно. Предполагалось его разыскать в селе и уничтожить. Все это время, сотни бовиков, по факту, были брошены на произвол судьбы. Но это нисколько не сказалось на яростном отражении атак. Подступиться к ним без потерь было практически невозможно. В таких случаях на помощь штурмующим шла авиация.
15 марта началась, так называемая, “зачистка” села. Боевиков выбивали буквально из каждого дома. На “зачищенной” территории находились свидетельства того, что захват Комсомольского тщательно спланированная акция. Так, на кладбище были обнаружены несколько гробов с боеприпасами, тротилом, банки с якобы американской тушенкой, но внутри них оказались гранаты Ф-1.
В ночь на 20 марта боевики попытались совершить последний прорыв, но безуспешно. 22 марта операция была завершена. Как получилось, что Гелаеву удалось прорваться через оцепление, мнения до сих пор разнятся. Очевидцы со стороны Гелаева утверждали, что прошли мимо солдата на посту, не встретив пресечения. Со стороны федеральных сил, бойцы уверяли, что на 11 марта юго-западное направление было открытым и уйти Гелаеву не составило труда. Руслан Гелаев будет уничтожен только в 2004 году в сражении с российскими пограничниками.
Можно ли считать спецоперацию в селе Комсомольское успешной? Герой России полковник Махотин А. выразил мнение, что “операция была проведена безграмотно” и далее добавляет: “Потом везде стали говорить: „Мы разбили Гелаева“. Но я не считаю, что мы его разбили. Над Гелаевым победы не было, раз он ушёл. А потери, которые мы понесли, были неоправданные. Вот если бы мы его уничтожили, то тогда эти потери можно было бы хоть как-то оправдать.”
Так или иначе, этот страшный бой стал завершающим в Чеченской войне. Далее последовало методичное истребление подпольных банд террористов и устранение небольших групп боевиков, обосновавшихся в горах.
checheninfo.ru