ЧЕЧНЯ. Село Комсомольское на стыке горной и равнинной Чечни было мало кому известно до весны 2000 года, однако судьба приготовила ему стать ареной самого жестокого и острого момента кампании.
К концу зимы основные силы боевиков оказались заперты в Аргунском ущелье, половина группы во главе с Хаттабом ушла в прорыв на восток через позиции печально известной 6 роты Псковского десанта. Вторая половина боевиков во главе с Русланом Гелаевым решила пробиваться через Комсомольское, оттуда был родом и он сам и многие его боевики. 5 марта на пути у боевиков оказались лишь взвод АГС-ов и мотострелковая рота из состава 503 полка, они стойко сражались, но были буквально сметены лавиной боевиков. Подошедший на помощь мотострелкам танк был подбит, но отстреливался порядка 4 часов пока не кончился боекомплект. Боевики окружили машину, подорвали люки и убили танкистов, командиру танка Александру Алексеевичу Луценко посмертно присвоено звание героя РФ. Однако удар на Комсомольское исчерпал и силы гелаевцев и они остановились в селе. Когда стало ясно, что Комсомольское набито боевиками, к нему начали аврально стягивать все имевшиеся в округе подразделения. Понимая к чему все идет село спешно стали покидать мирные жители.
Уже утром 6 марта, не имея точного представление о противнике. На "зачистку" села отправили спецназ МВД и Министерства юстиции, спецназовцы понесли тяжелые потери и отступили, командир отряда спецназа "Росич" Джафяс Яфаров посмертно награжден звездой героя.
7, 8, 9 и 10 марта все повторялось по одному и тому же сценарию: село утюжили артиллерией и авиацией, а потом пытались войти и закрепиться на окраинах, но каждый раз все заканчивалось безуспешно. Силы боевиков стремительно таяли под ударами авиации и артиллерии, не хватало медикаментов для раненых. Не менее тяжелые потери несли и федеральные силы, но их положение все равно было более выгодным. К 11 марта уставших участников первых штурмов сменяют свежие силы, которым все-таки удается закрепиться в селе.
По словам генерала Геннадия Трошева, 14 марта, то есть спустя неделю после начала, войсковая часть операции была завершена. Все попытки гелаевцев прорваться из Комсомольского в юго-восточном и юго-западном направлениях были пресечены действиями подразделений федеральных сил. Управление отрядами боевиков было полностью нарушено, остались лишь мелкие разрозненные группы, которые уничтожаются огнём из танков, огнемётов и стрелкового оружия - в ту войну любили заявлять о победе раньше времени.
В этот же день отряд ст. лейтенанта Кичкайло был атакован в селе превосходящими силами боевиков. В ходе боя он был тяжело ранен, прикрывал отход сослуживцев. При попытке боевиков захватить его в плен, подорвал себя вместе с ними гранатами. Посмертно старшему лейтенанту Кичкайло было присвоено звание Героя России. Конечно, о полном разгроме боевиков не было и речи, 15 марта началась плотная зачистка села. 20 марта, после провала очередной попытки прорыва, отчаявшиеся боевики начали сдаваться в плен. Всего в течение дня сдалось 88 человек.
Операция практически была завершена. Отряд Гелаева был уничтожен. Самому Гелаеву со своим заместителем Хазиром Хачукаевым удалось просочиться и уйти из окружения. Гелаев погибнет в бою через 4 года, а Хачукаев в 2005 сложит оружие и будет амнистирован.
Потери Федеральных сил по разным оценкам составили от 80 до 300 человек убитыми несколько сотен ранеными, было сожжено около десятка единиц техники. Потери боевиков составили около 400-550 человек убитыми и 273 пленными. Штурм Комсомольского стал последней крупной войсковой операцией и жирной точкой в первом этапе войны. Войскам предстояла долгая и мучительная контрпартизанская борьба, затем стране пришлось пережить волну террора, но хребет организованным отрядам экстремистов из тысяч вооружённых людей был сломан.