ЧЕЧНЯ. Чеченская музыкальная культура, история которой насчитывает несколько тысячелетий, профессионально начала изучаться только с середины XIX века.
1816-1818 гг. Первые записи чеченских народных песен. Отрывки из чеченских народных песен записывались в течение 19 века российскими исследователями, большинство из которых состояли на военной службе в Чечне.
Первая публикация чеченской народной песни в нотной записи состоялась в 1816-1818 гг. в Астрахани и опубликована в «Азиатском музыкальном журнале» (1818, No 6)., выходившем под редакцией И. Добровольского. Добровольский Иван - учитель музыки в астраханской гимназии, капельмейстер хора преосвященного Анастасия (Братановского). Его журнал стал не только первым русским музыкальным периодическим изданием в провинции, но и одним из первых в России литографированных изданий.
Первые нотные записи чеченских песен. К числу первых записей чеченских песен относятся записи штабс-капитана И.А. Клингера от 1847 года. Клингер провел в плену у чеченцев два года плена в с. Осман-Юрт. За это время он выучил чеченский язык, составил нотную запись чеченских песен, с описанием условий их исполнения. Его записи сохранились в архиве писателя, музыканта и фольклориста В.Ф. Одоевского и сборник «Чеченские мелодии», записанный Клингером, увидел свет свет к концу 19 века. Чуть позднее, тексты еще двух песен (уже без нотной записи) были записаны Л.Н. Толстым со слов своих друзей-чеченцев - С. Мисербиева и Б. Исаева. Эти песни были переведены на русский язык А.Фетом, который был восхищен глубоким смыслом и философской наполненностью их содержания.
Первый профессиональный чеченский музыкант. Первым чеченцем, получившим профессиональное музыкальное образование был Абдул-Муслим Магомаев (дед известного певца Муслима Магомаева), заложивший основы профессиональной музыкальной культуры Азербайджана. Он же является и первым чеченским автором профессиональных музыкальных произведений, записанных в нотах.
Факты вдогонку: Профессиональное исследование и запись чеченской народной музыки были начаты после 1917 года. Так, московским композитором А. Давиденко в сёлах были записаны и изданы в нотных сборниках народные чеченские песни. Ряд советских композиторов создали свои произведения, взяв за основу чеченский фольклор («Сюита для струнного квартета на чечено-ингушские темы» Н. Речменского, «Джигитовка» М.В. Коваля, «Чеченская сюита» А.А. Давиденко и др.). Огромный вклад в развитие чеченской музыки внёс дирижёр, пианист, первый горский композитор Г. Мепурнов.Обработками чеченской народной музыки для оркестра много занимался засл. артист ЧИАССР А. Халебский. Один из первых чеченских композиторов, чьё творчество было напрямую связано с чеченской народной музыкой - это Умар Димаев.