ДАЙДЖЕСТ: |
Впервые профессиональная запись чеченских народнык мелодий в нотном исполнении была опубликованы И. В. Добровольским в его "Азиатском музыкальном журнале" (1818, No 6). Добровольский (Иван) - учитель музыки в астраханской гимназии, капельмейстер хора преосвященного Анастасия (Братановского). В 1816 - 1818 гг. издавал в Астрахани "Азиатский музыкальный журнал" (№ 1 - 8), имеющийся только в библиотеках Академии Наук и Казанского университета.
«Азиатский музыкальный журнал» И. В. Добровольского был не только первым русским музыкальным периодическим изданием в провинции, но и одним из первых в России литографированных изданий. Причем не исключено, что Добровольский сам сконструировал литографический станок (у него имелись другие изобретения и в их числе — оригинальные инструменты из бумаги, напоминавшие по звучанию роговой оркестр). Этот журнал являлся и первым в России музыкально-этнографическим изданием. Предполагалось помещать в нем «армянские, персидские, индийские, горские, киргизские, чеченские, грузинские, татарские, калмыцкие, хивинские, бухарские, черкесские, кабардинские, казацкие, лезгинские и туркменские песни и пляски, которые будут положены как для фортепиано, так и для полной музыки».
Первым же чеченцем, получившим профессиональное музыкальное образование, был Абдул-Муслим Магомаев - дед известного советского певца Муслима Магомаева, заложивший основы профессиональной музыкальной культуры Азербайджана. Он же является и первым чеченским автором профессиональных музыкальных произведений, зщаписанных на основе нотной грамоты. Его творческая деятельность связана с азербайджанской музыкальной культурой, он стал известным азербайджанским композитором, автором большого количества классических музыкальных произведений, Знаменитых опер «Шах Исмаил», «Наргиз», музыкальной комедии «Хоруз-бей» и др. Композитор использовал в своем творчестве чеченский музыкальный фольклор и никогда не забывал о своих истоках.
Профессиональное же исследование и запись чеченской народной музыки были начаты только после 1917 года. Широкая работа по собиранию, изучению и публикации чеченской и ингушской народной музыки началась в сер. 20-х гг. ХХ в. В 1925 А. А. Давиденко записал в Чечено-Ингушской АССР 80 народных мелодий. В 20-е годы были опубликованы записи чеченских мелодий Т. Бейбулатова и ингушских мелодий Е. А. Колесникова. Музыкально-фольклористскую работу в республике продолжили Г. X. Мепурнов, Н. С. Речменский, А. М. Халебский, А. М. Шахбулатов, Б. И. Шнапер, Л. В. Брайловский, M. M. Бронштейн, X. Ахмадов и др.
В 20-30-е гг. к музыкальному фольклору чеченцев и ингушей обращались композиторы С. Н. Ряузов, М. В. Коваль, В. А. Власов и В. Г. Фере, M. M. Магомаев, Д. Д. Шостакович. Большой вклад в развитие национальной музыкальной культуры внёс Н. С. Речменский.
Л. Гудаев
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой