Хосровидухт (жила в IV веке, точные годы жизни не известны), армянская царевна из династии Аршакуни, армянской ветви парфянской династии Аршакидов. Она был дочерью царя Хосрова II и сестрой святого Тиридата III (Трдата) Великого, крестителя Великой Армении. Её имя персидское, состоящее из двух слов "Хосров"* и "dokht", то есть "дочь" - "дочь Хосрова". Распространённая практика в аристократических семьях, связанных с Ираном, когда дочь получала имя в честь отца. Сравните с другой знаменитой святой принцессой армянского происхождения (особенно почитаемой в Грузии) Шушаникой, второе имя которой было Вардандухт - "дочь Вардана" (её отцом был знаменитый Вардан Мамиконян)
Хосровидухт воспитывалась под руководством знатного нахарара Оты из рода Аматуни, правившего в городе Ани. Этот знатный армянский род по утверждению "армянского Геродота" Мовсеса Хоренаци имел еврейское происхождение, а по мнению некоторых современных исследователей Аматуни происходили от ассирийских правителей Адиабены, принявших иудаизм. С юных лет отличалась Хосровидухт скромностью и благоразумной молчаливостью, чем выгодно отличалась как от своих современниц, так и от многих женщин вообще, что для девушки несомненное достоинство. Мовсес Хоренаци пишет: его [Оты] воспитанница Хосровидухт, девица скромная, похожая на послушницу, отнюдь не обладавшая устами без запора, подобно иным женщинам. [Мовсес Хоренаци. "История Армении", книга 2, глава 82]
Сыграла решающую роль в освобождении из застенка будущего крестителя Армении и ее первого епископа-патриарха Григория Просветителя.
Армянский историк Агатантелос повествует:
И тогда сестре царя, которую звали Хосровидухт, было видение от Бога. Она пришла, поведала людям и известила [их] о своем видении и сказала: В эту ночь было мне видение. Некий муж, излучающий свет, пришел и рассказал мне: «Вы не исцелитесь от постигшей вас кары, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григором. Он придет и откроет вам лекарство исцеления от ваших недугов».Когда люди услышали об этом, они стали смеяться над ее словами и говорили:— Значит, и ты потеряла рассудок, значит, и в тебя вселился бес. Каким образом он может быть жив, как ты говоришь, когда вот уже пятнадцать лет, как он брошен в Хор Вирап. Остались ли его кости? Он умер сразу от вида змей в тот же день, как его бросили туда.Однако то же видение явилось женщине вновь, и пятикратно угрожая, [муж тот] сказал, что если она не поспешит рассказать о видении, то подвергнется великим мучениям, и наказание людей и царя еще более ужесточится смертью и разными мучениями. И тогда Хосровидухт пошла и с великим страхом и опасением передала слова ангела".
После этого нахарар Ота, воспитатель Хосровидухт, был послан освободить св. Григория, четырнадцать лет томившегося во рву со змеями, в так называемом Хор Вирапе. Ашхен в числе первых приняли крещение и способствовали распространению и укреплению христианской веры в Армении.
По преданию Хосровидухт вместе с царицей Ашхен, супругой царя Тиридата III, решив удалиться от мирской суеты, провела последние годы жизни в отдаленной Гарнийской крепости, которую построил для них царь Тиридат. Судя по всему святая Хосровидухт никогда не выходила замуж, решив всецело посвятить жизнь служению Богу.
Как сообщает Мовсес Хоренаци:
Около этого времени Трдат завершает строительство крепости Гарни из тесаных блоков базальта, скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. В крепости для своей сестры Хосровидухт он строит прохладную обитель со статуями, изумительной резьбой, барельефами и начертывает на ней в память о себе (надпись) эллинским письмом. [Мовсес Хоренаци "История Армении", книга 2, глава 90]
Память св. Хосровидухт вместе с братом св. Тиридатом и царицей Ашхен в Армянской Апостольской Церкви отмечается в четвертую субботу после Пятидесятницы. В 2020 году день приходится на 4 июля.
Примечания: [1] Имя Хосров, на среднеперсидском (пехлеви) Husraw означает царь и распространено на Востоке и как имя собственное и как титул.