КЧР. Основателем Тебердинского курорта считается полковник Ф.А.Кузовлев. Кузовлев был не простым человеком, а помощником начальника Баталпашинского уезда, то есть практически всей нынешней Карачаево-Черкесии. Его супруга тяжело заболела туберкулёзом, или как ранее называли эту болезнь, "чахоткой"-"чумой XIX века". Врачи ставили супруге неутешительный диагноз и полагали, что жить ей оставалось всего лишь несколько лет. Тебердинское аульное общество подарило ему 25 десятин земли для возведения дачи, где могла бы постоянно жить его больная чахоткой жена. Кузовлев, наслышаный о целебных свойствах воздуха в Тебердинском ущелье, в 1883 году построил на берегу реликтового озера Кара-Кёль дачу. Этот год и считается годом основания известного курорта.
Любопытный факт. Кузовлев не ошибся в выборе места - его супруга прожила в Теберде ещё 20 лет, пережив тем самым его самого на несколько лет.
Как начиналось строительство курорта. Среди «первопоселенцев» был и Ислам Крымшамхалов, карачаевский художник, просветитель и общественный деятель. Он тоже страдал от туберкулеза, «чумы XIX века». Поселившись в Теберде, Крымшамхалов в полной мере ощутил целебные свойства здешнего воздуха и стал одним из главных благоустроителей курорта. В 1910-м на имя тогдашнего наместника на Кавказе Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова было написано письмо, и уже в следующем году в Теберду приехали землемеры. Началось строительство казенных дач — прообразов современных пансионатов.
В том же 1910-м на Пироговском съезде врачей в Москве Теберду официально признали горноклиматическим курортом. Прежде всего, для легочных больных. Теберда стала альтернативой не только крымской Ялте, где традиционно лечились отечественные астматики и туберкулезники, но и дорогостоящим курортам Швейцарии, Италии и Греции. Популярность Теберды росла стремительно. На основе этой дачи ещё до революции как грибы стали вырастать санатории и лечебницы. перед революцией здесь было уже около 40 «оздоровительных дач» и пансионат «Царица воздуха» (ныне один из корпусов санатория «Теберда»), принимавшие несколько тысяч человек в год.
К слову, через Теберду проходила единственная дорога — Военно-Сухумская. Из-за растущего потока отдыхающих было принято решение о строительстве железнодорожной ветки через Теберду и дальше, до самого Черного моря. Для этого собирались прорубить несколько тоннелей в горах Главного Кавказского хребта — затея, которая даже по нынешним временам кажется невероятной. Но Первая мировая война положила конец этим планам — возможно, к лучшему для Теберды.
Первые советские здравницы здесь появились уже в 1923 году, а в 1930-е Теберда превратилась в привилегированный курорт, тут строили санатории крупные министерства и ведомства. Во время войны, когда Теберда была оккупирована немецкими войсками, это обернулось трагедией: немцы были уверены, что на таком курорте могут лечиться только крупные партийные деятели и их дети. По свидетельствам очевидцев, в 1942 году в Теберде были убиты десятки больных детей. В 1960-е Теберда стала крупнейшим в СССР противотуберкулезным курортом, где только медицинский и обслуживающий персонал насчитывал 1200 человек. В 1971 году поселку присвоен статус города-курорта. К тому времени это был один из привелигированных курортов для государственных и партийных работников.
"Божий Дар". Именно так переводится с карачаевского слово Теберда. Благословенный дар Теберды — не что-то одно, а горы, леса, луга, реки и озера в совокупности. Они и создают уникальный микроклимат — гости курорта описывают местный воздух как «восхитительный» и «кристально чистый», не задумываясь о научном объяснении этого феномена.