ЧЕЧНЯ. После победы во Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2018» жизнь Алихана Динаева кардинально изменилась
Алихан Динаев преподаёт обществознание и право в Математической школе имени Х.И.Ибрагимова города Грозного, является общественным советником министра образования и науки, ведёт программу на телевидении, популярный канал на Youtube и блог на «Меле».
Алихан – талантливый журналист, который к своим 30 годам достиг немалых успехов, его работы неоднократно побеждали на различных региональных и федеральных конкурсах, он издал две книги. Правда, на всё это у Алихана сейчас не так много времени, потому что после победы в конкурсе он очень много времени проводит в различных поездках по стране, где встречается со школьниками, с коллегами, делится своим опытом. Но всё равно его приоритетом остается работа в школе.
А.Динаев успел попробовать себя в множестве разных профессий, начиная от госслужащего и заканчивая телеведущим. Любая работа давалась ему легко, на каждой стезе он добился определенных успехов. Однако в итоге остановился на той, где смог в полной мере раскрыть свой потенциал, достигнуть новых вершин, принести пользу обществу. Остановился на той, что приносила ему радость и от которой он получал удовольствие. В течение пяти лет, до того, как Алихан начал работать в школе, он преподавал в Грозненском нефтяном техническом университете имени академика Миллионщикова. Также на протяжении двух лет был ведущим телепрограммы «Искусство говорить» на ЧГТРК «Грозный», где раскрывал секреты ораторского мастерства. Понятно, что сам он им очень неплохо владеет. При этом молодой человек успевает писать статьи по педагогике на образовательные сайты и в профессиональные издания.
Как признается сам Алихан, еще несколько лет назад он и не помышлял о профессии учителя. Абсолютно не видел себя в этой роли. Считал, что молодой амбициозный мужчина никогда не пойдет работать в школу. Однако сейчас молодой педагог не мыслит себя вне школы. По иронии судьбы, именно этой профессии и суждено было стать его путеводной звездой, за которой он следует и по сей день. К тому же Алихан принадлежит к четвертому поколению учителей: его мама преподавала математику, дед – защитник Ленинграда, был в числе первых учителей горного села Дышне-Ведено, а прадед был директором сельской школы. И уже в студенческие годы зацикленный на учебе, отзывчивый, доброжелательный, остроумный, полный готовности помочь ближнему молодой человек показывал способности к преподаванию.
«Выбрал профессию педагога, поскольку это интересная и творческая профессия, в которой можно проявить себя и многого добиться. Моя первая специальность – менеджер в сфере государственного и муниципального управления. Еще в студенческие годы я понимал, что это не мое, а небольшой опыт работы на госслужбе убедил меня в этом окончательно и крайне быстро» – рассказывает Алихан.
В 2018 году случилось, наверное, одно из самых важных событий в жизни молодого педагога. Алихан Динаев, молодой учитель из Чеченской Республики, становится абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018». Для учителя в четвертом поколении «Хрустальный пеликан» становится в четыре раза престижнее, ведь именно это можно назвать результатом надежд и ожиданий всего поколения учителей. После победы Алихан получил звание «Народного учителя Чеченской Республики», став самым молодым педагогом в истории республики, удостоившимся этой государственной награды, что также не могло не радовать. Но на этом список его побед не закончился. Крупнейшее профессиональное педагогическое издание России «Учительская газета», проведя опрос среди сотен авторитетнейших учителей и экспертов со всей России, признало А. Динаева «Человеком года в сфере образования-2018».
После победы Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018», со слов самого победителя, его жизнь изменилась и очень сильно. «Учитель года России – это самый престижный и масштабный профессиональный конкурс в стране. Уже хотя бы то, что церемонию объявления победителей показывают на федеральных каналах, а с лауреатами встречается Президент РФ, говорит о его значимости. Для меня самым ценным было то, что победа в конкурсе стала настоящим праздником для тысяч жителей республики, предметом гордости для чеченцев по всей России и даже за ее пределами. Очень важно, что мой успех высоко оценил и Глава ЧР Рамзан Ахматович Кадыров, наградив меня орденом Кадырова и званием народного учителя ЧР. Мне кажется, такое внимание со стороны Главы ЧР – это отличный пример для молодежи, показывающий, что школа – это не болото, где тонут амбиции и мечты молодого человека, а трамплин для роста и развития» – делится он.
Учитель года России – публичная фигура, которую приглашают на форумы, конференции, встречи, мастер-классы по всей стране. Как рассказывает Алихан, ему удалось побывать с выступлениями в Калининграде и Магадане, Тюмени и Уфе, Стамбуле и Петербурге и т.д. Как победителя учительского конкурса, его активно вовлекают в процесс принятия важных решений в сфере образования на федеральном уровне. И это очень важно, поскольку в Министерстве просвещения РФ должны слышать мнение учителей, тех, кто непосредственно работает в школе с детьми.
И, несмотря на большую занятость, Алихан Мавладиевич нашёл время, чтобы дать интервью газете «Вести республики».
– Алихан, Вы умеете находить общий язык с детьми. Как Вам это удается: Вы изучаете психологию или это у Вас от природы?– Современная наука доказывает, что даже уровень интеллекта объясняется одновременно и врожденными факторами, и влиянием окружающей среды. Можно научиться находить общий язык с детьми. Об этом, к слову, написаны десятки книг, статей и диссертаций. Но если человек делает это неискренне, не чувствуя настоящей любви к детям, то вряд ли это даст нужный результат. Дети прекрасно чувствуют, когда их любят. Так что это у меня и от природы, и из-за активного изучения этого вопроса.
– Ваш предмет тесно связан с жизнью, обществом. Вам, наверное, нужно постоянно работать над собой, находиться в интеллектуальном тонусе?– Любой учитель должен постоянно учиться. Когда учитель перестает учиться, он, по сути, перестает быть настоящим педагогом. Часто говорю, что учитель – это, прежде всего, не тот, кто учит других, а тот, кто учится сам. А мой предмет – обществознание – интересен и сложен тем, что изучает общество, которое постоянно, а иногда стремительно меняется. Конечно, любой обществовед должен следить за новостями в политике и экономике, быть в курсе законодательных изменений, владеть свежей статистикой, наблюдать за тем, что происходит в мире культуры и искусства.
– Какой у Вас любимый писатель? И что Вы советуете читать детям?– Люблю Толстого, Достоевского, Диккенса, Оруэлла. Постоянно советую школьникам и студентам те или иные книги. Стараюсь при возможности связывать тему урока с интересным романом или повестью. Инфляция? «Черный обелиск» Ремарка. Уголовный процесс? «Братья Карамазовы» Достоевского. Бизнес? А как насчет «Финансиста» Драйзера? Детям обычно это нравится, меня всегда радует, что некоторые после этих советов начинают читать великую мировую классику.
– Какие рекомендации можете дать тем родителям, чьи дети учатся неохотно?
– Родителям я бы посоветовал не кричать на детей, не бить их, не подвергать издевкам или бесконечным сравнениям с «сыном маминой подруги». Вместо этого лучше поговорить с ребенком, спросить о том, какие у него проблемы, обсудить возможные пути их решения, встретиться с учителями. Иногда ребенку просто нужна другая среда – он не хочет учиться в школе, но он может прекрасно работать в Кванториуме или центре детского творчества. Ему тяжело в этом классе, а в другом он может раскрыться. Внимание, забота и любовь – это то, в чем большинство детей испытывает постоянный дефицит. И это то, что может помочь им раскрыться и добиться много.
– Что бы Вам хотелось пожелать своим коллегам?Профессия, которая была нужна и будет нужна всегда – учитель. В современном мире происходит развитие всех наук, в том числе и педагогики, но не только новыми технологиями и методами должен владеть учитель. Он должен понимать внутренний мир ребенка, вести его незримой рукой через огромный поток информации, который окружает его. Конечно, сейчас огромный выбор для самостоятельного обучения – компьютеры, интернет. Но живое общение – самое ценное.
После беседы с лучшим учителем России-2018 еще раз убедилась, что Чеченской Республике, да и стране в целом нужны учителя, которые не просто научат учиться, но вдохнут в жизнь учеников радость и любознательность, как это делает Алихан Динаев, которые покажут, что изучать и приобретать новые знания – не просто полезно, а интересно. Кому нужны бездушные машины, которые только выполняют сухие функции? Ребенку необходим яркий и живой учитель, наставник, советник и помощник.
Камилла Чабаева
checheninfo.ru