ЧЕЧНЯ. В России и далеко за ее пределами хорошо известно имя певца и композитора, долгие годы остававшегося бесспорным кумиром молодежи — Муслима Магомаева. Но не многие знают, что имя свое певец получил в память о деде. А дед — старший Муслим Магомаев был выдающимся музыкантом своего времени.
Муслим Магометович Магомаев, чеченец из Старых Атагов, еще в начале века нашел свою судьбу в Азербайджане. Там он жил и работал. Поэтому он, чеченец, считается азербайджанским композитором, классиком музыкальной культуры этой закавказской республики. Там он, неутомимый педагог, воспитал и целое поколение музыкантов.
Трудно сказать, как бы сложилась его творческая судьба в Чечне. Магомаев-старший опережал время своим громадным талантом. Он был «запрограммирован» на симфоническую музыку, на произведения больших форм. А в Чечне в начале прошлого века это творчество не могло быть востребовано в силу слабого знакомства с европейской музыкальной культурой. Так что чеченской культуре, можно сказать, повезло, что ее гениальный представитель обрел вторую родину в другой кавказской республике.
Магомаеву-старшему принадлежат широко известные оперы «Шах Исмаил» и «Наргиз», которые десятки лет не сходят со сцены оперных театров. Им также созданы симфонические произведения, на азербайджанском материале — «На полях Азербайджана», «Танец освобожденной азербайджанки». Но творческое наследие Магомаева-старшего свидетельствует и о том, что родные чеченские мотивы всегда звучали в его душе. Именно ими вдохновлены такие незаурядные симфонические произведения Магомаева, как «Чеченская пляска» и «Песни и танцы Чечни».
Талант Магомаева-старшего был поистине многонациональным. Но истоки этого незаурядного таланта — в далеком чеченском селе Старые Атаги…