Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Чеченский военно-политический деятель времён Кавказской войны Хаджи Мухаммед


Просмотров: 686Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Чеченский военно-политический деятель времён Кавказской войны Хаджи Мухаммед
ЧЕЧНЯ. Хаджи Мухаммед (Гаджи Магомет, Мохьмад-Хьажа, Гаджи-Магомед-эфенди, Эфенди-Магомед) - чеченский военно-политический деятель времён Кавказской войны, первый наиб имама Шамиля в Черкесии в 1842-1844 гг. Выходец из села Герменчук.

Был соратником имама Гази-Мухаммеда и в 1832 г. был послан в Стамбул с поручением к Султану. Вернулся на родину в 1833 г.

В 1834 г. Хаджи-Мухаммед участвовал в походах имама Гамзат-бека. Царское командование предпринимало активные действия для его нейтрализации или уничтожения. Командир Отдельного Кавказского Корпуса генерал от инфантерии Г.В.Розен поручил начальнику Сунженской линии полковнику А.П.Пулло "стараться схватить его" или истребить, что было не так просто сделать. Он пользовался огромным авторитетом среди чеченцев. Его выступления находили поддержку и понимание везде, в каждом чеченском ауле. 

15 мая 1836 г. он собрал почетных старшин, предводителей и мулл чеченского народа "и объявил им, что в фирмане, имеющимся у него, султан повелевает чеченцам исполнять строго закон веры, не следовать никаким нововведениям, быть спокойными и покориться русскому правительству". Далее в документе отмечалось, что 5 июня (1836 г.) стеклись за реку Аргун, против аула Мискир-юрт, многие почетные чеченцы в числе около 1000 человек; в этот раз Гаджи-Магомет, по настоятельному требованию их, объявил, что бумаги от турецкого султана он у себя никакой не имеет, но он говорил о ней с той целью, чтобы привлечь к себе всех почетных людей и отдать им отчёт об успехе его поездок в Константинополь (Стамбул), что чеченцы должны избрать из среды себя кадиев, мулл и десятников, которые должны строго наблюдать за исполнением закона веры и не допускать народ до злодеяний, и что российское правительство освободит их от податей, предоставит им свободу торговли в наших границах, свободное отправление в Мекку для поклонения, а десятникам и муллам, избранным для управления в Чечне, назначит жалование".

Хаджи Мухаммед действительно имел желание привести чеченцев к покорности новому российскому правительству мирным путём, требуя от царской администрации минимальных условий для народа.

В феврале 1844 г. в рапорте начальника штаба войск Кавказской линии и Черномории военному министру А.И.Чернышеву отмечалось: "...власть Гаджи-Магомеда над абадзехами распространяется, и что, присвоив себе право взимать штрафы, он успел убедить горцев, что это делается для их пользы, почему генерал-майор Ольшевский опасается, что Гаджи-Магомед, собрав значительный капитал, приобретает ещё более средств привлечь на свою сторону туземцев, имеющих влияние на народ, высочайше повелеть соизволил употребить все старания, дабы найти людей из кабардинцев, которые бы взялись доставить к нам Гаджи-Магомеда живого, и за сие обещать в награду тысячу червонцев".

Хаджи Мухаммеду действительно удалось за короткое время сплотить народы Северо-Западного Кавказа вокруг себя, создать из лучших представителей народов вокруг себя отряды преданных мюридов, объединить многих представителей, уважаемых в народе старейшин и назначить их своими помощниками на местах. В том же документе отмечалось: "...по примеру наставника, Шамиля, действуя под личиною религии, (Хаджи Мухаммед) успел уже возбудить во многих фанатизм и посредством оного привязать их к себе непоколебимою преданностью, так точно, как Шамиль привязал к себе своих мюридов, сделавшихся впоследствии орудием его во всех его действиях, то надобно полагать, что встретиться немало затруднений согласить кого-либо взяться доставить Хаджи Мухаммеда живого, ибо он всегда окружён значительным числом вышесказанных приверженцев своих, которые, составляя корень его партии, вместе с тем служат ему неизменно охранною стражею".

Видимо, среди кабардинцев и других народов Западного Кавказа не нашлось исполнителя подлых планов правительства по поимке или уничтожению за 1000 червонцев наиба Хаджи Мухаммеда. Как было на самом деле, знает только Бог.

В конце марта 1844 г. Хаджи Мухаммед заболел и через шесть недель, т.е. 19 мая 1844 г., умер в доме Эфенди Шеретлап на реке Гелье. Приложили ли царские власти руку к смерти Хаджи Мухаммеда, сказать уверенно нет возможности, хотя в народе существует версия, что будто бы он был отравлен по заданию царского правительства.

В рапорте командующего войсками Кавказской линии и Черномории военному министру Чернышеву 26 мая 1844 г. о смерти Хаджи Мухаммеда отмечалось: "Он был болен около 6 недель и, ослабевая день ото дня, сам предчувствовал скорую кончину, при которой присутствовали многие муллы, созванные им за несколько дней перед смертью. Умирая, Хаджи Мухаммед завещал, чтобы имущество его оставалось неприкосновенным в течение 4 месяцев и 10 дней, и чтобы передано было тому, кто приедет на его место, а если в течение означенного времени преемник не явится, то предоставил муллам распорядиться его имуществом по их произволу. При Хаджи Мухаммеде находилось телохранителей из разных горных племён до 30 человек, которые по смерти его отправились в свои дома".

//Ю.Дадаев "Наибы и мудиры Шамиля", 2009 г.
М.Гаммер "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана", 1998 г.
Д.Хожаев "Чеченцы в Русско-Кавказской войне", 1998 г.//.


И народ поручил ему вести переговоры по этому вопросу с командованием царских войск в Чечне.

К большому сожалению, в те годы политика царизма на Кавказе, в том числе в Дагестане и Чечне, была крайне жестокой, агрессивной и признавала только абсолютную и беспрекословную покорность без учёта интересов местных народов. Российские генералы вели разговоры о мирных отношениях с горцами для видимости, с целью их обмана, успокоения и снижения бдительности, с тем, чтобы новыми вторжениями и военными карательными походами покорить или уничтожить горцев, привести их к рабству. Хаджи-Мухаммед надеялся, что ему удастся установить спокойствие и порядок в Чечне путем мирных переговоров с русским командованием, что оно учтёт самые минимальные требования чеченского народа. Поэтому в июне 1836 г. Хаджи Мухаммед встретился с Пулло около крепости Грозная и лично объявил, что цель его действий состоит в том, чтобы единоплеменников своих привести к покорности русскому правительству и водворить в Чечне спокойствие.

Однако царское командование в лице полковника Пулло проигнорировало прозвучавшие условия, своими действиями ещё больше подталкивая, принуждая чеченский народ к войне с колониальными властями на месте.

В нашем случае это видно из письменных условий полковника Пулло, переданных Хаджи после их встречи.

"1. Не иметь чеченцам никаких сношений с неприязненными нам горцами.
2. Выдать всех пленных и дезертиров наших.
3. Платить подать в год по 1 руб. серебром с каждого дома, каковая подать налагалась до сего времени на всех покорившихся чеченцев (чеченцы никогда и никому не платили подати, налоги до этого времени).
4. Выдать аманатов из лучших семейств по указанию местного начальства.
5. Содержание кадиев, мулл и десятников должно быть от народа.
6. Для управления Чечней и для разбирательства дел под непосредственным видением нашего правительства они изберут одного эфендия, двух мулл и шесть почетных стариков, коим будет назначено жалование от нашего правительства за счёт требуемой подати.
7. По исполнении сих предложений будут освобождены находящиеся у нас в плену в крепости Грозная чеченцы".

Конечно, подобные кабальные условия не могли быть с восторгом восприняты чеченцами на своей родной земле от захватчиков-колонизаторов.

В донесении главнокомандующего на Кавказе барона Розена генерал-адъютанту Адлербергу за август 1836 г. сообщается: "Известный вам из прежних донесений моих уроженец чеченский Хаджи-Мехмед, ...

под личиной преданности нашему правительству намеревавшийся усилиться между своими единоплеменниками, вошел в связи с Ташев-Хаджи и употребляет все свое влияние для распространения вредного нам шариата".

В 1837-1838 гг. Хаджи-Мухаммед находился в паломничестве в Мекке. Был одним из кандидатов в имамы Чечни и Дагестана, но проиграл выборы Шамилю.

В 1840 г. Хаджи-Мухаммед помогал Шамилю поднять чеченцев на борьбу с колониальным режимом. Они вместе ездили по Чечне и встречались с разными чеченскими обществами в горах и на равнине. Им помогали известные чеченские предводители. В начале марта 1840 г. Шамиль вместе с Хаджи Мухаммедом прибыли в Большую Чечню и остановились в деревне Якойлы, на вершине речки Гой. В рапорте капитана Пушкина начальнику штаба войск Кавказской линии и Черномории полковнику Траскину от 23 марта 1840 г. отмечалось : "В начале нынешнего месяца Шамиль прибыл из Аргунского ущелья по приглашению чеченцев и пошёл в землю пшехойцев (пешхой) к дер. Якоглы. Ему сопутствовал Магомед Эфенди, восторженный, предприимчивый мулла, имеющий уже, может быть, более самого Шамиля влияние над соотечественниками.
Он им сулил за возмущение то благословение неба, то помощь египетского паши. К ним присоединился князь Маат (в Чечне не было князей, это был известный предводитель Мааш), Ахмед-Хан, Ташав-Хаджи, Суаиб, Джавадхан, Шуаиб-Мулла, Думбай и Теми".

Хаджи Мухаммед стал одним из близких помощников Шамиля, везде сопровождал его, часто выступал перед чеченцами, призывая их к борьбе против царских войск. Был назначен Шамилем наибом Герменчука.

В конце 1842 г., как авторитетный учёный, влиятельный политик и дипломат, Хаджи Мухаммед был отправлен Шамилем своим представителем - наибом на Северо-Западный Кавказ (Черкесия).
С первых дней прибытия к абадзехам Хаджи Мухаммед добился больших успехов в деле объединения народов Западного Кавказа


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"