ЧЕЧНЯ. В мае 1842 г. командующий Кавказской линией получил известие о том, что к убыхам и шапсугам прибыли четыре агента Шамиля с воззваниями о начале военных действий. Через своих послов Шамиль обещал народам Закубанья поддержать их своими войсками, захватить русские укрепления на Кубани и Лабе и разгромить Ставрополь.
В 40-х гг. XIX в., с появлением первых наибов Шамиля, освободительная война на Северо-Западном Кавказе приобретает совершенно новый характер.
В июле 1844 г. объединенный 7-тысячный убыхо-шапсугский отряд штурмовал укрепления Головинское и Лазаревское. 4 ноября 1844 г. имела место еще одна попытка овладеть Головинским укреплением, но безуспешно. Восьмитысячный отряд, состоящий из убыхов и шапсугов, не смог прорвать оборону крепости.
Лето 1845 г. отличалось все нарастающей военной активностью горцев. Пытаясь дать понять русскому командованию, что они не уступят своих земель, убыхи и их союзники систематически совершали набеги на Кавказскую линию и на укрепления, расположенные на Черноморской береговой линии.
Хаджи-Мухаммед появился у черкесов в 1842 г. Обосновавшись среди абадзехов, наиб развил бурную деятельность по распространению среди них основ шариата. Он организует регулярные отряды муртазеков (дословно «нанятые для несения военной службы», «конные бойцы»). Муртазеки, по замыслу Хаджи-Мухаммеда, должны были составить ядро постоянной черкесской армии, способной вести активные военные действия против русской армии.
Командующий Отдельным Кавказским корпусом Воронцов писал:«Учреждение муртазеков между черкесскими племенами действительно может иметь невыгодные для нас последствия».
Хаджи-Мухаммед был выходцем из села Герменчук и принимал участие в борьбе против царских колонизаторов со времён первого имама Дагестана Гази-Мухаммеда.
В начале 1845 г. первый наиб Шамиля скончался. К абадзехам прибыл наиб Сулейман-Эфенди. Он привез им послание от самого Шамиля, в котором содержался призыв к объединению для борьбы за свою независимость.
Сулейман-Эфенди учредил в землях абадзехов и других горских народов мехкеме (орган управления) и начал формирование нового отряда муртазеков. Большое внимание наиб Шамиля уделял недопущению контактов населения с русскими и насаждению, хотя не всегда успешно, основ ислама.
«Присутствие среди черкесов двух предшественников Мухаммед-Амина не осталось бесследным, - писал Ф. Щербина, - абадзехи, как и другие демократические племена, успели уяснить себе и усвоить основные идеи учения Шамиля - объединение народа на началах равноправия и необходимость общенародной организации для защиты черкесских народностей».
Таким образом, совершенно определенно понятны основные задачи, стоявшие перед имамами Шамиля, развернувшими свою деятельность на территории Северо-Западного Кавказа, - объединение разрозненных сил горцев этой части Кавказа для борьбы за свою независимость. Для претворения их в жизнь необходимо было, прежде всего, проведение целого ряда общественно-политических преобразований в Черкесии.
Сулейман-эфенди был отозван Шамилем из Черкесии в 1846 г.
checheninfo.ru