ЧЕЧНЯ. Русские беглые крестьяне и казаки сотнями бежали за Терек. В конце XVII - начале XVIII в. они создавали здесь укрепленные лагеря, вместе с горцами Дагестана и Чечни совершали смелые нападения на царские укрепления. Так называемые "воровские" казаки вместе с горцами совершали даже морские экспедиции по Каспию, где грабили царские суда.
В 1708 г. чеченцы, ногайцы, кумыки и русские беглые казаки взяли штурмом Терскую крепость. Восстание возглавлял башкир Мурат. Двинув на Терек многотысячные отряды из Астрахани, царские воеводы подавили это движение. Мурат был взят раненым в плен и казнен.
В 1732 г. документы сообщают о сборе под Чечен-аулом до 10 тысяч вооруженных горцев. Повстанцами был убит чеченский князь Казбулат и разгромлен царский отряд полковника Коха.
В 1753-1755 гг. был вынужден уйти из селения Герменчик князь Девлет-Гирей Черкасский из-за ссоры с населением общества, которое в свое время само пригласило его для правления.
Одним из самых крупных было восстание 1757-1758 гг. Руководители восстания, центром которого опять стал Чечен-аул, рассылали повсюду "возмутительные письма", призывая горцев вооружиться для борьбы с наступлением царизма на горские земли. К ним стали стягиваться также отряды из многих обществ Дагестана. Поводом к восстанию послужило недовольство равнинных чеченцев феодальными междоусобицами горских князей.
Эта борьба быстро приобрела антиколониальный характер. Народные собрания в чеченских аулах заявляли, что казачьи атаманы, царские генералы и "их-де чеченские владельцы народу неприятели". Это и понятно, если вспомнить, что царская Россия была в дружбе прежде всего с князьями и богатыми чеченцами и пыталась помочь им деньгами, военными силами, чтобы через них заполучить политический контроль над всем краем.
В 1758 г. генерал Фрауендорф двинул в Чечню войска в числе 5-6 тыс. человек. 22 апреля царские силы после короткого штурма заняли ущелье Хан-Кала и хлынули на Чеченскую равнину, но безрезультатно: аулы были пусты. Не достигнув практически никакого успеха, Фрауендорф был вынужден вернуться в Кизляр, открыто признав, что восставшие "в покорение не пришли".