ЧЕЧНЯ. Нельзя назвать боевые действия в Чечне обычной войной в полном смысле этого слова. Это была гражданская война, когда граждане одной страны пошли сражаться друг против друга. По разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, коллеги, сослуживцы. И вот между ними разверзлась уже целая пропасть, наполненная ненавистью и злобой.
Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. К примеру, русских солдат удивляли чеченские кладбища. На некоторых могилах вместо надгробия были установлены высокие шесты из металла. На конце такой пики устанавливался полумесяц или флажок, а некоторые оставались пустыми. Поначалу появилось такое разъяснение — установленная на могиле пика означает, что человек был убит, а за его смерть пока никто не отомстил. Как только месть свершается, на пику устанавливают полумесяц или флюгер.
Такое объяснение порождает большое количество вопросов. Нужно ли мстить за убитого в бою? Следует ли мстить так, чтобы страдали невиновные? А, главное, разве кровная месть не является сама по себе преступлением и не должна быть под строгим запретом? Во времена Советского Союза с явлениями осуществления кровной мести боролись — в 1931 году соответствующая статья появилась в Уголовном кодексе. Самым серьезным наказанием по этой статье была смертная казнь.
Шахиды. Однако, как стало позже известно, к обычаю кровной мести установленные пики на могилах в Чечне не имеют никакого отношения. Эти памятные шесты называются Холламы, они ставятся на могилах воинов, убитых в газавате. Таких воинов, сражающихся за свою веру, родину, семью и честь называют шахидами. Установка такого холлама не влечет за собой обязанность живых родственников воина мстить за его смерть.