Философская и эстетическая составляющие суфизма непременным образом оказывали влияние на музыку народов Северного Кавказа. В отличие от строгого следования учению ислама суфии уделяли музыке достаточное количество внимания, хотя, не исключая дифференцированного подхода. Все музыкальные жанры разделялись ими на развлекательные, гедонистические и экстатические.
Развлекательную музыку суфии осуждали за «возбуждение плотских чувств». Строгого запрета со стороны духовных авторитетов на слушание развлекательной музыки не было, но и акцентированного внимания избегали. Гедонистические или культовые направления в музыке суфии считали хорошей возможностью доставить человеку эстетическое удовольствие, однако обрядовая музыкальная культура, по их мнению, была лишена «божественной красоты».
Произведения обрядовой музыки использовались суфиями ограниченно и выборочно. Касаемо последней, экстатической музыки, входящей в «суфийские радения зикр», — считалась как нельзя более подходящей и соответствующей требованиям канонов духовной красоты и гармонии. Зикр включал речитатив текстов из Корана, чтение хадисов нараспев. Танцевальные сюжеты, песни, сольное и ансамблевое инструментальное музицирование. Цель зикра заключалась в достижении экстатического состояния, когда человек восходил к точке восприятия сверхчувственного мира.