ЧЕЧНЯ. О неуловимости Зелимхана Гушмазукаевича из аула Харачой ходили легенды. А все дело в правильно выбранной тактике абрека.
Рассказывают, никогда чеченец не держал один состав шайки. Осторожность абрека объяснима с точки зрения распространенного обычая кровной мести. Часто товарищей убивали в качестве подкупленных кровников, или же отрядами царской власти.
Говорят, у Зелимхана был список, где чеченец всех преступников, отшельников, разбойников Терской области делил по категориям. Первый план, беглецы-каторжники. Далее, в порядке постепенности, абреки, скрывающиеся от суда и следствий, не желающие влачить свою жизнь на каторге. Третья группа, административно-высланные чеченцы. Последняя категория, мелкие воры.
Каждый из Терской области находил у нашего абрека радушный прием и щедрое финансирование. Спланировав акцию, Зелимхан приходил в намеченный район, призывал опытных, искусных каждого в своем деле удальцов. Далее группа совместно составляла план действий, намечая и состав группировки по конкретному делу.
По дороге на разбой Зелимхан определялся с составом группы только по пути, и только тут объясняя конкретную цель и конкретный план набега. Этим фактором и объясняется неуловимость абрека и его разбойников, собирающихся для дела не более чем на день-два. После совершенного разбоя шайка распадалась, абреки расходились каждый к своему аулу.