ЧЕЧНЯ. Беркат - это своеобразное Сердце Чечни. Само это слово название - арабское, и значит примерно Благодать. Беркат - это настоящее Сердце Чечни, грандиозный восточный базар, куда из города и сёл ведут буквально все дороги. В том числе - улица Лорсанова (бывшая Красных Фронтовиков), отделяющая торжище от музея и театра. И это не тот самый рынок, на котором в песне Лизы Умаровой грустный гармонист играл на радость измождённым войной людям. Сердцем военного Грозного был Старый рынок, ныне застроенный почти без следа между проспектом Путина и вокзалом. А Беркат "в прошлые, прекрасные года" был заводом "Красный Молот", который начинался в 1896 году с мастерских купца Фаниева при нефтепромыслах.
"Красный молот". В 1914 году разросшееся предприятие было куплено всероссийской компанией "Молот", а при Советах стало флагманом нефтяного машиностроения страны. Его продукцию вроде скважинной арматуры покупали 34 страны, самой щедрой из которых была Саудовская Аравия. Для оборонки "Красный Молот" делал топливозаправщики, для населения - стиральные машины, а уж в своей отрасли по многим пунктам был уникален: так, только здесь в СССР производилось оборудование гидроразрыва пластов и добычи сланцевой нефти.
К концу советской эпохи на "Красном Молоте" работало более 5000 человек. После 1992 года ведущих специалистов и аксакалов производства всё чаще вызывал на ковёр Джохар Дудаев: в Ичкерии завод ремонтировал танки и БТРы и даже выпускал полукустарный чеченский пистолет-пулемёт "Борз" ("Волк") по образцу армянского К6-92, так же экстренно созданного ереванскими инженерами для войны в Карабахе. Тестировал образцы лично Дудаев (всё ж таки советский генерал!) на заднем дворе Рескома, но качеством раз за разом оставался недоволен - трудовая элита "Красного Молота" была представлена людьми советской закалки, хоть русскими, хоть чеченцами, которые, конечно, с властным Дуки не спорили, однако саботировали его военпром как могли. Завод это, увы, не спасло - в обе войны его площадку бомбили прицельно, а после люди долго разбирали лом.
Вторая жизнь "Красного Молота". К середине нулевых старые цеха затянула торговля, но в современной Чечне "Беркат" столь известен и привычен, что кажется, будто был он здесь всегда. В пределах завода рынку давно стало тесно - ныне он занимает территорию примерно 700 на 400 метров, из которых лишь чуть больше половины приходится на каре корпусов "Красного Молота". В первую очередь Беркат - рынок конечно же вещевой, и даже точнее - одёжный. Одежда самых модных брендов, вернее её копии с местных развалов - в Чечне часть стиля жизни. Но в общем на Беркате можно найти что угодно - от исламских магазинов до программистов-подёнщиков. Беркат впечатляет масштабом да положением узла дорог.
Post scriptum. По соседству с Беркатом - новенький дворец единоборств. Пожалуй, в этом Грозному может позавидовать любой город страны - это обилие новейших спортивных объектов. Которые по сути тоже часть программы "замирения Чечни". Здесьна целый квартал вместо жилых домов стоят шашлычки из тенистых двориков и индивидуальных кабинок на компанию гостей.