ЧЕЧНЯ. К средним числам сентября Добровольческая армия стянула к Воздвиженке, стоящей у входа в Аргунское ущелье, и к Шали значительные силы, очевидно, в связи с предполагаемыми операциями против Узума Хаджи, имеющего резиденцию в горах и для осуществления давно намеченного плана "кавалерийского рейда" против Шатоя, расположенного в горах у верховьев Аргуна. В Воздвиженке в старых, полуразрушенных казармах разместилось до 600 добровольцев, в Шалях было расквартировано до двух с половиной тысяч воинов всех видов оружия.
Когда стало известно в горах об этих скоплениях сил доброармии, давно грозившей "разнести" непокорившихся горных чеченцев - ряд горных обществ и части Узума Хаджи под руководством своих вождей, среди которых был и Асламбек Шерипов, спустились с гор и расположись невдалеке от Воздвиженки. Было общим желанием, предупреждая замыслы добровольческого командования, - разгромить стоявший в Воздвиженке казачье-добровольческий отряд и, забрав у него все снаряжение, пулемёты и патроны, по возможности прогнать его.
16 сентября (1919 г.) на заре собравшиеся чеченцы и части шариатского полка Узума Хаджи двинулись со всех сторон на Воздвиженку, оставляя открытой только дорогу в Грозный проходящую мимо Старых-Атагов. Встревоженные неожиданностью нападения добровольческие части оказали сопротивление, засев у кладбища и казарм. Перестрелка длилась несколько часов. Но к полудню казачье-добровольческие части под все растущим натиском горцев, будучи стиснуты со всех сторон, в панике начали отступать. Прорвав цепь, добровольцы бросились по дороге к Грозному. Но отступающие были обстреляны цепями, засев ими в кукурузе по обеим сторонам дороги. Только немногим удалось уйти оставляя своих раненых, много снаряжения и патронов. Было захвачено в плен 112 человек, отправленных в Ведено к Узуму Хаджи.
Когда скрылись из вида убегающие добровольцы чеченцам и частям Узума Хаджи стало известно, что через Аргун несколько севернее Старых Атагов переправилось четыре сотни казаков, вышедших из Шали и направляющихся, видимо, на помощь к гарнизону Воздвиженки. Ещё не успевшие остыть от только что законченного боя бросились чеченцы и части Узума Хаджи на этот отряд. И через несколько минут атаки в конном строе добровольческие сотни бежали к Грозному и ст.Петропавловской.ставалось самое большое и серьезное - это разбить многочисленный и сильный гарнизон Шали.
По приказу Узума Хаджи стали стягиваться и шариатские регулярные части и чеченцы в селения и хутора, кольцом облегающие Шали. И в Старых Атагах и в Сержень-Юрте были расположены ударные группы для охвата с фланга добровольческих частей. Пока шли эти приготовления стали доходить известия, что в добровольческом гарнизоне Шали началось волнение и паническое состояние брало власть над людьми. Рассказывали, что шалинский гарнизон, удрученный неудачным для добровольцев исходом боев под Воздвиженкой и Ст.Атагами, поговаривал о том, что лучше бы вопреки прямому приказу командования сняться и уйти в Грозный.
Когда об этих настроениях добровольцы узнали чеченцы, трудно было держать их на выжидательных позициях. Они стали рваться в бой.
Был назначен день и час наступления на Шали с трёх сторон, - с юга, со стороны Сержень-Юрта и со стороны Атагов. Главные задачи выпадали на обязанность центральной и правофланговой группы, которые должны были, охватив с фланга, зайти в тыл противнику.
Через два дня после последнего боя у Воздвиженки, чеченцы и шариатские части Узума Хаджи в согласии с этим планом напали на Шали. Несмотря на паническое состояние, шалинский гарнизон оказал продолжительное сопротивление. Но, наконец, подвергшись обстрелу со всех сторон и понимая, что он в кольце, - шалинский гарнизон начал отступать к станице Петропавловской.
При отступлении некоторые офицеры, замешкавшись остались в селении и попрятались в домах некоторых чеченцев. Но ворвавшийся чеченский отряд обнаружил это и все скрывшиеся были найдены и направлены к Узуму Хаджи. По пятам отступавших двинулись главные силы чеченских и шариатских сил, вступая в перестрелку с теми или другими отставшими силами. У Петропавловской станицы добровольцы остановились и при поддержке артиллерийского и пулемётного огня бронепоезда сдержали натиск.
После продолжительного безрезультатного боя чеченские силы и шариатские части Узума Хаджи сняли фронт и ушли обратно, к своим базам, в Шали, Сержень-Юрт и другие аулы. Во время этого боя чеченцами было взято 138 человек, среди которых полковник Иванов и много апшеронцев из мобилизованных иногородцев и горожан.