ЧЕЧНЯ. Преступления бывают разной природы. Есть преступления, цель которых вызвать у людей понимание, сочувствие к тому, кто перешел черту закона. А есть преступления омерзительного характера, такие, что попытки представителей закона спасти преступника от гнева разъяренной толпы оканчиваются провалом.
Политический философ Николай Бердяев анализировал характер преступной деятельности чеченского народа, оставив в своих мемуарах небезынтересные моменты. Писатель характеризует преступления чеченцев, как далеко разнящиеся от преступлений русских и американских нарушителей закона. Бердяев пишет о том, что среди чеченцев не найти карманных воров и взломщиков. Отсутствуют паспортисты, подкопщики, вагонные специалисты, фальшивомонетчики и т.д.
Чеченскую преступность можно характеризовать одним мотивом — на основе системы национального мировоззрения, традиций, быта. Сюда относятся преступления на почве кровавой мести, похищение девушки с целью заключения брака, ревность и защита женского достоинства, месть за личное оскорбление словом и действием. Преступления, выходящие за пределы традиций, то были. Но характер системности они не носили.
Со слов Бердяева среди чеченцев встречались заключенные, большинство из которых арестовали по причине попытки с их стороны защитить честь и достоинство. Это вменяемые люди с задатками аристократического мышления. Из этих пятидесяти человек совсем немного сидело в тюремном заключении по причине преступлений, носящих корыстный характер, к коим не может относиться незаконная вырубка леса для заготовки дров на зиму. Уж тем более, нельзя говорить об этих людях, как о колониальных захватчиках.