ЧЕЧНЯ. Эрштхой (Арштхой, Орстхой, историческая область) - находилась к западу от Лам-Аьккха и Ялхара и включала в себя район, примыкающий к озеру Галан-Чож, ущелью реки Фортанга, а также Ассы в нижнем течении.
После ухода с Кавказа отрядов Тимура орстхойцы одними из первых спустились в предгорья, а затем и в долину между реками Сунжа и Асса. Здесь они столкнулись с кабардинцами, которые вели тогда кочевой образ жизни и пасли свой скот на освободившейся после ухода монголов территории.
Вообще, как свидетельствуют исторические и фольклорные источники, этнонимом «орстхой/арстхой» первоначально обозначались все нахоязычные жители предгорья. А та часть нахов, которая с XVIII века стала называться «орстхой», в более ранние времена имела племенное название «балой», куда входили и аьккхи, и пешхой, и некоторые другие чеченские тейпы. По всей видимости, это была каста воинов.
Этимология этнонима «орстхой» довольно прозрачна: по-чеченски «арц» – невысокий хребет,«арстхой» – жители предгорий или Черных гор. Но возможно, что чеченское «арц» в более древние времена имело значение «крепость, крепостной вал», что вполне возможно. В таком случае древний сигнал об опасности «орцах довла» приобретает конкретный смысл: «Укройтесь в крепости» (или за крепостным валом).
Орстхой занимались земледелием и скотоводством, а в горных районах, в селениях Верхний и Нижний Даттых, кроме того, добычей соли.
Орстхой довольно рано, по сравнению со своими соседями, приняли ислам и активно участвовали в Кавказской войне в отрядах Шамиля. Они постоянно совершали набеги на селения ингушей, которые к тому времени стали подданными русского царя. Об этом говорят многочисленные жалобы ингушских старшин, сохранившиеся в российских архивах.
При выселении части кавказских народов в Турцию, после окончания Кавказской войны,орстхой почти полностью покинули родину, не желая подчиняться российской администрации. Оставшиеся были расселены царской властью по чеченским и ингушским селам, а на их землях была образована Сунженская казачья линия для разделения чеченцев и ингушей.
Территория Эрштхой очень богата каменными башенными постройками. Руины их сохранились в селениях Базанте, Гандал-баса, Нижний и Верхний Даттых, ЦIеча-Аьхк, Эгичож. Хотя область находится на самом западе Чечни, архитектура ее по своим основным параметрам тяготеет к формам Центральной Чечни, то есть Аргунского ущелья.
Селение ЦIеча-Аьхк насыщено башенными постройками самых различных эпох. Древнейшее поселение ЦIеча-Аьхк относится к I тыс. до н. э. Оно состоит из циклопических построек, которые представляют собой сооружения прямоугольного плана, построенные из огромных необработанных камней. Гигантские планы этих жилищ могут говорить об определенной социальной структуре общества того времени. По всей видимости, население здесь проживало большими общесемейными общинами, которые постепенно дробились в процессе эволюции. Кстати, это подтверждается и тем, что к циклопическим сооружениям пристраивались дополнительные помещения небольших размеров. Сохранились здесь и постройки раннеаланской эпохи (I–VII вв.). Среди них уже можно различить боевые и жилые башни.
Жилые башни, несмотря на невысокий уровень строительной техники, имеют уже конструкции, свойственные поздним, классическим постройкам: наличие опорного столба, арочные проемы (дверные и оконные), расширение их с внутренней стороны. Позднеаланские постройки (это подтверждается здесь и обилием археологического материала) по своим формам приближаются к классическим.
К XV–XVII векам можно отнести мощный замок селения ЦIеча-Аьхк, состоящий из одной боевой и двух жилых башен. Боевая башня имеет квадратное основание (5 x 5 м), большое количество оконных проемов с круглыми арками, камни обработаны, кладка выполнена очень тщательно, на фасаде башни имеются элементы декора.
Жилые башни, пристроенные к боевой башне, ничем не отличаются от нее по технике кладки и уровню обработки камня, то есть все элементы замка были построены в одно и то же время.
К вершине фортификационного зодчества чеченцев можно отнести крепость Эги-чож, в которой воплощены все лучшие достижения нахской архитектур.
Л.Ильясов "Тени вечности", 2004 г.
checheninfo.ru