ЧЕЧНЯ. Нашха историческая область на западе Чечни у истоков реки Гихи. На западе она граничит с Аьккхийн мохк, на юге – с обществом ТIерла, на востоке – с Пешха. Согласно чеченским преданиям, в Нашхе находилась древнейшая столица чеченцев. Здесь родился легендарный герой Чечни – Турпал Нахчо. Отсюда вышли все коренные чеченские тейпы и расселились на восток и север, от Ичкерии до берегов Сунжи и Терека.
В старинной чеченской песне поется:
"Как от удара шашки о кремень сыплются искры,
Так мы рассыпались от Турпало Нахчо.
Мы родились ночью, когда щенилась волчица.
Нам дали имя утром, когда барс ревом своим будил окресность.
Вот мы кто, потомки Турпала Нахчо.
Когда перестает дождь – небо становится ясным,
Когда сердце бьется свободно в груди – глаза не льют слез.
Так вверимся Богу. Без него нет победы.
Не посрамим славы нашего Турпала Нахчо!"В Нашхе почти до середины XIX века хранился огромный медный котел. Он был украшен продольными пластинами, на которых были выбиты названия коренных чеченских тейпов. Котел был распилен на пластины по приказанию имама Шамиля, который всегда стремился уничтожить все, что связано с древней историей чеченцев, будь то башни или старинные грамоты и рукописи. В Нашхе же, по преданию, хранилась национальная хроника – «Къоман тептар», рассказывающая о происхождении коренных чеченских тейпов, и национальная печать – кьоман мухар. В Нашхе долгие годы собирался Мехк-кхел – Совет страны, в который входили представители вольных нахских обществ.
Нашх, вероятно, был своего рода перевалочным пунктом для чеченских племен при их миграции с запада на восток. О том, что нахские племена в древности занимали западные области Кавказа, свидетельствует топонимика этих мест, подтверждают это и некоторые исторические источники, например «Армянская география VII века» Анания Ширакаци, а также труды античных авторов. По всей видимости, под Нашхом до ХIV–ХVII веков (период массовой миграции чеченцев с запада на восток и с юга на север) подразумевалась или более обширная территория, или, как считает этнограф С.-М. Хасиев, столица страны нахов.
По мнению профессора Ю.Д. Дешериева, чеченцы как этнос сложились на территории к западу от Аргунского ущелья. Именно здесь они осознали себя как единый народ – «кьам» и единство страны – «мохк». Передвигаясь в поисках новых земель на восток и север, чеченцы не забывали о своих истоках. Даже в наше время, совсем еще недавно, старики, задавая человеку вопрос о его происхождении, спрашивали: «Из Нашха ли происходит ваш тейп?» То есть, является ли он древним, знатным.
В Галончожской котловине сохранилось много культовых мест, с которыми связаны различные легенды, например утес Муьйти. Согласно преданию, это был камень, на котором сидел старейшина Муьйта, председательствуя на собраниях чеченского Мехк-кхела.
Озеро Галайн-чIож считалось священным, упоминанием его духов скреплялись клятвы, а его окрестности были когда-то культовым центром чеченцев. Особо здесь чтился, помимо других общечеченских культов, культ божества плодородия Тушоли. У селения Вийлах сохранилось каменное изваяние этого божества.
Согласно историческим источникам XVIII века, Галайн-чIож являлся в свое время центром распространения христианства среди чеченцев. По свидетельствам путешественников, здесь еще в конце XVIII столетия сохранялись христианские храмы, которые, правда, к тому времени уже утратили культовое значение. В конце XVII века в Галанчожской котловине и вокруг нее жили чеченские тейпы Аьккхий, Нашхой, Пешхой, ЦIечой, Галай, Мержой, Ялхарой, которые, по преданию, в более древние времена объединялись одним племенным названием «Балой».
Приблизительно с начала XVIII века собственно Нашха стала называться территория в верховьях реки Гихи, включавшая селения Моцкъара, Чармах, Хайбах, Тестара, Хийлах, МогIуста, Хижигхо. По преданию, их основали шестеро братьев.
В селении Хайбах сохранилось сооружение, которое представляет собой классический тип вайнахской башни с пирамидальной кровлей. Она была построена в XVII веке, а в наше время реставрирована. На стенах башни много петроглифов, а пирамидальную кровлю завершает белый конусообразный камень – цIурку. К северу от боевой башни – руины комплекса, состоящего из боевой и жилой башни,от него остались только часть стен и отдельные детали.
К западу от селения Моцкъара, на отвесной стене горы Нашхойн-лам сохранилось башенное убежище. Оно находится на высоте более десяти метров от склона и представляет собой скальные ниши в три яруса, заложенные камнями, с дверными и оконными проемами. В прежние времена в таких убежищах пастухи и путники укрывались от случайных нападений или могли жить кровники, скрываясь от мести врагов.
По преданию, к северу от села МогIуста когда-то располагалась дорожная гостиница – хьашацIе. Такие гостиницы обычно строились у родников и представляли собой небольшой домик с камином или очагом, в котором могли переночевать два-три человека. Они предназначались для странников, охотников и пастухов. Обычно тот, кто ночевал или останавливался здесь на отдых, уходя, оставлял часть своей пищи, а охотники – шкуры, оленьи и турьи рога – в дар святым, покровительствующим путникам.
В Тестара сохранилось несколько жилых башен, в которых люди жили вплоть до выселения в 1944 году. От села Чармах остались только руины башен. Недалеко от селения, на окраине древнего кладбища, стоит крестообразная стела, с которой связана старинная легенда. Она гласит: «В давние времена жила здесь красивая девушка, которая была очень гордой и своенравной. Многие сватались к ней, но никому она не отдавала предпочтения. И вот один юноша решил во что бы то ни стало жениться на ней. Он собрал дружину, чтобы захватить ее силой. Но, узнав, что они приближаются к ее селу, девушка произнесла заклинание, и все они превратились в камни. Эти камни до сих пор можно видеть на склоне горы у селения Чармах».
Селения Моцкъара, Хижигхо, Хийлах лежат в руинах. Те боевые и жилые башни, которые не разрушили люди, не пощадило время. Безжизненно и бесстрастно взирают их развалины на окружающий мир.
Лечи Ильясов "Тени вечности", 2004 год
checheninfo.ru