ДАЙДЖЕСТ: |
Пробиться в Голливуд оказалось непросто. Дуэт Вачовски изначально попытался привлечь продюсеров своими сценариями. Некоторые попытки провалились, но вскоре им удалось продать сюжет о каннибалах, а также идею экранизации комикса «Пластичный человек». Оба эти проекта так и не попали на экраны, поэтому можно только догадываться, насколько талантливо писали Вачовски на тот момент. Первой их работой, которая увидела свет, оказался фильм «Наёмные убийцы» с Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом. Однако режиссёр Ричард Доннер, взявшийся его снимать (изначально картиной интересовался Мэл Гибсон), нанял нового сценариста, переписавшего значительную часть сценария. По слухам, Вачовски даже хотели, чтобы их имена убрали из титров картины, поскольку сюжет оказался испорчен. Возможно, именно это и побудило талантливый дуэт снимать свой главный проект самостоятельно — любой другой режиссёр мог кардинально изменить сюжет. Но для начала предстояло найти студию и финансирование, ведь боевик в атмосфере киберпанка явно стоил очень дорого.
Как все начиналось. Ещё во время работы над «Наёмными убийцами» Вачовски показали Лоренцо ди Бонавентуре из Warner Bros. и основателю Silver Pictures Джоэлу Сильверу сценарий «Матрицы». Идея картины заинтересовала продюсеров, но они побоялись сразу отдавать много денег в руки дебютантов. Для начала авторов попросили создать более дешёвый фильм, чтобы доказать свой талант и способность снимать интересно и красиво. В результате в 1996 году дуэт написал и поставил неонуарную картину «Связь» с бюджетом всего в 4,5 миллиона долларов. В широкий прокат фильм не пустили, ограничившись лишь фестивальными показами. Однако своей цели он достиг. Картина «Связь» получила главные призы на фантастическом фестивале Fantasporto, ЛГБТ-фестивале GLAAD, а также от Национального совета кинокритиков США. Кроме того, несколькими наградами отметили и самих Вачовски.
Вот реальный питч «Матрицы», который мне озвучили: «Чувак, представь, ты дерёшься, а потом прыгаешь. Представь, что ты можешь остановиться в середине прыжка. Ну а потом зрители могут смотреть на тебя со всех сторон, пока ты прыгаешь. Мы сделаем камеры, которые позволят показать весь прыжок со всех ракурсов».
Из интересных кандидатур на роль Нео оставались лишь Джонни Депп и Киану Ривз. И продюсеры выбрали Ривза, который незадолго до этого перепрофилировался из звезды молодёжного кино в серьёзного актёра. Тем более он уже успел сыграть в очень близком по духу фильме «Джонни-мнемоник». Поэтому у него на тот момент за плечами оказалось больше интересных ролей, чем у Деппа. Правда, с одним недостатком: Ривз в кино никогда не говорил больше пяти предложений подряд. А «Матрица» по задумке подразумевала не только обилие драк, но и продолжительные диалоги. Однако авторы решили, что этот недостаток легко поправим и у актёра хватит драматического таланта для роли. Также, по слухам, Морфеуса могли сыграть Гэри Олдмен и Сэмюэл Л. Джексон. Роль агента Смита предложили Жану Рено, но тот, как и Николас Кейдж, не захотел ехать в Австралию и предпочёл сняться в «Годзилле». И кстати, иронично, что одной из первых ярких ролей Кэрри-Энн Мосс, сыгравшей Тринити, был сериал «Матрица» 1993 года, правда, совсем на другую тему. Актриса посчитала это знаком и отправилась на кастинг. Сейчас уже можно лишь фантазировать, как могла сложиться судьба фильма и конкретных актёров, если бы продюсеры распорядились иначе. Или же можно поискать фанатские видео, которые помогают визуализировать различные варианты. Но итоговый состав всем известен. Киану Ривз сыграл Нео, Лоуренс Фишборн — Морфеуса, Керри-Энн Мосс — Тринити, а Хьюго Уивинг — агента Смита.
Сейчас сюжет фильма знаком практически всем. Офисный работник и хакер Томас Андерсон узнаёт, что весь окружающий мир — лишь матрица, симуляция, созданная машинами. Морфеус и Тринити помогают ему выбраться в реальный мир, где люди давно уже стали лишь батарейками для питания компьютеров. Но согласно давней легенде, найдётся Избранный, который разрушит Матрицу и освободит человечество.
Вачовски пришлось отказаться от идеи глобальной нейросети, которую создают люди, подключённые к Матрице, — их сделали просто источниками питания (на основе изначального сюжета Нил Гейман написал свой рассказ «Голиаф»). В остальном же авторы и продюсеры нашли компромиссный вариант, разбросав по фильму подсказки на источники вдохновения. Так, в самом начале Нео прячет диск в книге «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. Идеи философа Бодрийяра, рассуждавшего о самом понятии реальности, и послужили отчасти основой «Матрицы». Иронично, но сам писатель в 2004 году заявилв интервью, что авторы фильма всё поняли неправильно. Однако на момент создания картины именно «Симулякры и симуляцию» выдавали в качестве обязательного чтения всем актёрам, чтобы они лучше поняли смысл сценария.
Вся эта экономия была нужна для того, чтобы вложить максимум сил и средств в разработку технологий и съёмки сложного экшена. Для того чтобы создать тот самый необычный визуальный ряд, который так напугал Уилла Смита, Вачовски и мастеру спецэффектов Джону Гаэте (уже получившему «Оскар» за фильм «Куда приводят мечты») пришлось придумать новый принцип съёмок. Речь идёт о знаменитой технологии, получившей название bullet time, когда время будто останавливается и актёр замирает, а камера при этом движется вокруг него. Сначала хотели просто использовать манекены и двигать камеру с огромной скоростью (предлагали даже миниатюрные реактивные двигатели). Но после нескольких провальных попыток Вачовски поняли, что нужен совершенно другой подход.
В Матрице все герои носят стильные кожаные костюмы и очки, что ярко контрастирует с простой серой одеждой в реальности. А чтобы ещё сильнее подчеркнуть разницу, в съёмках сцены, где Нео выходит из Матрицы, Киану Ривз сбрил волосы и брови и похудел на 7 килограммов. И даже корабль «Навуходоносор» показан максимально неаккуратным, с торчащими проводами и механизмами, подчёркивая, что в реальном мире функциональность важнее антуража.
ГРУЗИЯ. Власти Грузии проиграли дело о разгоне митинга летом 2019 года в ЕСПЧ
ЧЕЧНЯ. В чеченской столице отремонтируют улицу имени Василия Орлова
СТАВРОПОЛЬЕ. Ставропольский губернатор признал, что с лесополосами в крае не всё в порядке
ЧЕЧНЯ. Публицист, фольклорист, языковед, общественно-политический деятель Заурбек Шерипов
ЧЕЧНЯ. Концерт-презентация «Оглянись, незнакомый прохожий...»
ЧЕЧНЯ. 1931 г. Аул Старые Атаги во французской газете «L'Humanité»
ГРУЗИЯ. Очередная протестная акция против закона об иноагентах проходит в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Грузинский миллиардер купил английский футбольный клуб
КРЫМ. Опасный хищник готовится к вторжению в Черноморский регион
АДЫГЕЯ. В Адыгее выплаты ко Дню Победы получили 29 ветеранов ВОВ
АРМЕНИЯ. Пашинян пригрозил заблокировать российские телеканалы в Армении
КРАСНОДАР. Краснодарские предприниматели занялись повышением навыка публичного выступления
АРМЕНИЯ. Пашинян готов подписать мирный договор с Азербайджаном до ноября
АРМЕНИЯ. Почему Пашинян выступает за мир, а реваншисты – против
АРМЕНИЯ. Границу Армении и Азербайджана потрясло землетрясение
КРАСНОДАР. Краснодарский край предлагает туристам событийный май