Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

«Матрица»: фильм, изменивший мировой кинематограф


Просмотров: 998Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Источники вдохновения и глубокий смысл. После выхода «Матрицы» многие скептично настроенные люди заявляли, что Вачовски лишь повторили идеи из классики. Некоторые даже заявляли о воровстве сюжетов. На самом же деле авторы взяли концепцию иллюзорности мира, о которой писал ещё Платон в седьмой книге «Государства». Фантасты тоже лишь перерабатывали эту идею и адаптировали к художественной литературе. Подобные сюжеты можно найти, например, у Филипа Дика («Убик») или же у Уильяма Гибсона («Нейромант»). Позже они добрались и до кино. Можно вспомнить «Шоу Трумана» или «Открой глаза» (на основе которого потом сняли «Ванильное небо»). О разумных персонажах компьютерных симуляций рассказывал фильм «Нирвана». О контроле, идущем из телевизора, — «Видеодром» Кроненберга. Таблетка, позволяющая попасть из вымышленного мира в настоящий, — «Вспомнить всё» с Арнольдом Шварценеггером. Мало того, ещё в 1976 году в легендарном сериале «Доктор Кто» показали суперкомпьютер, в котором «жили» все умершие повелители времени. Нужно ли говорить, что компьютер назывался «Матрица». Так что, по сути, идея просто годами витала в воздухе, и Вачовски не отрицали этого. Не зря в фильме прямо показывают книгу «Симулякры и симуляция» и тут же упоминают Белого Кролика из «Алисы в Стране чудес» (тот же иллюзорный мир, только во сне). И дальше отсылки к разным источникам будут встречаться неоднократно.Из «Призрака в доспехах» пришли знаменитые символы, «текущие» по экрану. Кстати, как выяснилось позже, художник «Матрицы» просто отсканировал их из японской кулинарной книги, а потом перемешал в случайном порядке.

В начале фильма Нео живёт в комнате с номером 101, что явно отсылает к антиутопии «1984» Оруэлла. В помещении с таким номером людей пытали и заставляли отказываться от убеждений. А сцена у Оракула, где собираются одарённые дети, явно взята из аниме «Акира». Есть даже целые подборки совпадений идей и сцен, а также сайты, изучающие отсылки из «Матрицы». Но всё же помимо того, что Вачовски смогли подать это в виде голливудского блокбастера, есть в их фильме и ещё одно отличие.

Большинство картин, посвящённых теме искусственного мира, зациклены только на главном персонаже. Вокруг него строится иллюзия, и лишь он пытается вырваться в реальность. «Матрица» же показала, что в симуляцию попали абсолютно все. 


Признание. В конце марта 1999 года в Калифорнии состоялась премьера фильма, неделей позже он вышел в широкий прокат и тут же произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Шестидесятимиллионные расходы на производство окупились буквально за два уик-энда. Ещё через две недели прибыль увеличилась вдвое и фильм вышел в плюс. Всего картина собрала 463,5 миллиона долларов, а после выпуска на DVD фильм разошёлся тиражом более трёх миллионов только в США. И всё это на фоне восхвалений критиков и академиков, которые наперебой твердили о революции и новом слове в кинематографе. «Матрицу» номинировали на «Оскар» в четырёх технических категориях, и во всех она одержала победу, оставив своего основного конкурента «Звёздные войны. Эпизод I» без наград. MTV и «Сатурн» отметили премиями главных актёров, а Вачовски моментально стали лучшими режиссёрами года.


Идея трилогии. Разумеется, по правилам Голливуда такой успех означал, что фильм обязательно нужно продолжить. Вокруг идеи сиквелов до сих пор идут споры. По одним данным, Вачовски изначально сразу строили планы на три фильма и потому оставили финал открытым. По другой информации, всю идею трилогии они уместили в первую часть — сюжет должен был закончиться «перерождением» Нео, ставшего Избранным. Как бы то ни было, в разработку запустили сразу два продолжения: «Перезагрузка» и «Революция». Причём авторы хотели выпустить их с разницей буквально в несколько недель, поскольку это, по сути, была одна история, разделённая на две части. Но, разумеется, продюсеры не могли это допустить, избегая помех кассовым сборам. Поэтому, несмотря на то что картины отсняли практически одновременно, в 2003 году в прокат они вышли с разницей в шесть месяцев.

История прямо продолжала события «Матрицы»: Нео обрёл суперспособности и превратился в настоящего мессию (о чём свидетельствует даже его новый костюм, похожий на одеяние священника). Агент Смит вырвался из-под контроля Матрицы и теперь стремится её уничтожить. А в это же время в реальном мире на человеческий город Зион планирует напасть армия машин.

Производственные бюджеты продолжений выросли более чем в два раза. Для съёмок сцены погони построили отдельное трёхполосное шоссе. Для съёмок сцены погони построили отдельное трёхполосное шоссе. К третьей же части только на съёмки 14-минутного сражения между людьми и машинами выделили 40 миллионов долларов, что стало на тот момент самой дорогой боевой сценой в кино. 


Матрица в матрице. Разговоры не утихают до сих пор, и со временем даже появился миф о «тайном финале» фильма. Якобы Вачовски изначально хотели закончить картину более пессимистично, но продюсеры заставили их изменить финал, добавив туда хеппи-энд. Ходят даже истории, что авторы сами рассказали об этом фанатам на какой-то встрече. Конечно же, никаких подтверждений этому нет. Есть лишь интересная фанатская теория, что на самом деле ни Нео, ни Морфеус никогда не покидали Матрицу. А весь город Зион и «реальный мир» лишь очередная ступень виртуальной симуляции, созданная для того, чтобы дать несогласным иллюзию выбора. В Сети можно даже найти подробное описание «настоящего» сюжета второго и третьего фильмов. Кстати, почему-то оно есть только на русском языке.

Если воспринимать это не как «реальный» сценарий, а как объяснение скрытого смысла, то действительно, даже в существующих фильмах можно увидеть намёки на подобную развязку. Нео странным образом проявляет в настоящем мире сверхспособности, подобные тем, что были у него в Матрице. Агент Смит каким-то образом перемещается в тело реального человека и «живёт» в нём даже не будучи подключённым к программе. И в конце концов, уже ослепший Нео начинает «видеть» реальный мир подобно тому, как он увидел код Матрицы, только на этот раз в оранжевых тонах. Быть может, Вачовски действительно хотели сказать, что все герои до сих пор лежат в своих капсулах. Но помимо самой популярной теории есть и другие.

Нео — не Избранный. Об этом ему, вообще-то, прямо говорит Пифия при первой встрече. Во втором фильме Архитектор поясняет, что «Избранный» — изначально задуманная базовая программа, которая должна проверять Матрицу на уязвимость и при необходимости перезагружать её. Гораздо интереснее, кого же можно считать настоящим Избранным. По описанию Архитектора этот герой рождается в Матрице, умеет менять её и при необходимости уничтожает. Но под все эти параметры намного лучше подходит агент Смит, который «живёт» в Матрице ещё с самой первой части. Он меняет программу под себя, пытается вырваться из неё и готов разрушить Матрицу. И можно считать, что только из-за него машинам пришлось пойти на сделку с Нео и прекратить войну с человечеством. Так что, хоть агент Смит и выступает все три фильма главным антагонистом, по факту именно он достоин называться Избранным.

Нео — машина. Больше всего вопросов вызывали суперспособности Нео в реальном мире. Он смог дистанционно взорвать агрессивные машины, «видел» без глаз. Согласно одной из теорий, это из-за того, что с определённого момента Нео и сам частично превратился в машину. Агент Смит говорит, что смог вырваться из Матрицы после столкновения с Нео в финале первого фильма. Получается, что Избранный оставил в нём часть своего человеческого кода. И точно так же Нео мог частично стать программой, что и позволило ему связаться с атаковавшими людей машинами. Этим же, кстати, объясняют и неизменное выражение лица Киану Ривза во втором и третьем фильмах. Также есть версия, что Нео на самом деле не взрывал машины. Просто центральный компьютер на тот момент уже осознавал, что Нео нужен ему для победы над Смитом, и отдал атакующим приказ на самоуничтожение.

Машины — не злые. На протяжении всех фильмов зрителям показывают битву людей против машин. Однако о начале этой войны говорят очень смутно. Мы не знаем, кто нанес первый удар, мы или они. Но известно, что небо сожгли люди. Если вдуматься, машины создало человечество, и оно же разрушило планету, пытаясь бороться с собственными творениями. При этом после захвата Земли механизмы не превратили людей в бездумные источники питания, а предусмотрели для них Матрицу (по некоторым версиям, её тоже разработали люди). В виртуальной системе машины не только сохранили сознание своих создателей, но и попытались показать им мир, который выглядит значительно лучше, чем то, что происходило в реальности. При этом Морфеус и жители Зиона пытаются лишить человечество последней иллюзии и вытащить в действительность, где всем приходится питаться синтезированным белком. И здесь уже трудно сказать, кто же более жесток. Возможно, машины лишь заботятся о людях, создавая для них единственно возможный для существования мир. Хотя, по другим предположениям, небо могли всё-таки уничтожить машины, когда нашли альтернативный источник энергии. Это позволило им загнать человечество под землю и окончательно поработить выживших.

Матрица не целый мир, а лишь небольшая симуляция. Согласно рассказам героев, в XXI веке шла разрушительная и кровопролитная война между машинами и людьми. Вполне вероятно, что большая часть последних погибла, а сколько человек вырастили потом в капсулах — неизвестно, Lля симуляции машинам не потребовалось воссоздавать целый огромный мир. А вся Матрица — один город. На это иногда намекают сами герои, говоря «горы» или «автострада» без пояснений, как будто в их мире существует всего один такой объект.

Есть ещё десятки философских и безумных теорий о скрытых смыслах «Матрицы». Причём иногда трудно даже понять: их авторы серьёзно в это верят или же шутят над читателями. Так, например, есть предположение, что действие всей франшизы «Звёздные войны» происходит в Матрице, ведь в определённый момент в космической саге появляется Мэтт Доран, сыгравший в «Матрице» программиста Мауса. Именно он создал знаменитую девушку в красном — её сыграла модель Фиона Джонсон. И эта же актриса появляется вместе с Дораном в «Звёздных войнах», точно так же призывно глядя на героя. Или же предположение, что «Джон Уик — 2» на самом деле сиквел «Матрицы». Здесь всё понятно: припоминают и невозмутимого Киану Ривза, и Лоуренса Фишборна в роли его наставника. Ну а заодно удивляются суперспособностям Уика. И будто в подтверждение этому в новом трейлере третьей части «Джона Уика» герой дословно цитирует «Матрицу». И наконец, самая простая и забавная трактовка: если посмотреть первую часть кинотрилогии в обратную сторону, можно увидеть, как наркоман слезает с таблеток и находит себе нормальную работу в офисе.


Влияние и наследие. Мало какие ленты так сильно отражались на массовом кинематографе. Причём в случае с «Матрицей» это касается всех аспектов картины. Стиль одежды и драк скопировали в десятках фильмов — вспомнить хотя бы «Ультрафиолет» с Миллой Йовович или «Эквилибриум» с Кристианом Бэйлом. А уж тех, кто пытался подражать внешнему виду и поведению героев в реальной жизни, не счесть. Замедленная съёмка и bullet time вскоре появились во многих боевиках и компьютерных играх. А ещё через пару лет заполонили все возможные пародии и мультфильмы. В итоге критик Джеймс Рольф поставил «пародии на „Матрицу“» на пятое место в десятке самых заезженных кинематографических клише. Сюжет трилогии породил новую волну фильмов о людях и машинах, искусственном интеллекте и виртуальной реальности. Можно смело утверждать, что без него не появились бы «Остров» Майкла Бэя, «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом, «Трон: наследие» и ещё многие картины. История же самой «Матрицы» продолжалась и развивалась в других формах. Так, появился сборник мультфильмов «Аниматрица». Вачовски пригласили различных аниматоров для создания историй, происходящих в мире фильма.

Также вышли три компьютерные игры и комиксы, которые позволяют чуть подробнее узнать о второстепенных героях «Матрицы» и некоторых событиях сюжета. А первые слухи, что студия планирует выпустить четвёртый фильм, появились в 2017 году. Информацию о разработке долгое время держали в секрете. Лишь сценарист Зак Пенн утверждал, что картина не будет ни перезапуском, ни продолжением оригинала. На главную роль собирались взять Майкла Б. Джордана. Но от его варианта отказались.


Франшиза оказала огромное влияние на кино. Вачовски продемонстрировали, что можно совместить интересные идеи с традиционным боевиком. Они заставили зрителей сопереживать Нео и его товарищам и задумываться о том, что такое реальность. «Матрица» давно уже стала важным пластом культуры, разделив кинематограф на «до» и «после». Серия разошлась на цитаты и клише, и её отголоски долго будут мелькать в других фильмах. Этот материал впервые был опубликован в марте 2019 года. В декабре 2021-го мы обновили текст.


Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"