ЧЕЧНЯ. Одно из самых известных и кровопролитных сражений Кавказской войны, воспетое М.Ю. Лермонтовым в своём одноимённом произведении. На сегодняшний день до сих пор не прекращаются дискуссии в среде любителей, знатоков военной истории и исследователей Кавказского края о результатах данного сражения. Давайте ознакомимся с мнением известных личностей, которые были современниками данного события.
М. Н. Чичагова, жена генерал-губернатора Калуги, долгое время воевавшего на Кавказе, в своей книге «Шамиль на Кавказе и в России» в 1889 году писала: «Генерал Галафеев двинулся в Малую Чечню с целью наказать жителей за измену, но понес сильное поражение при Валерике».
Князь Лобанов-Ростовский. В своих записках, участник Кавказской войны и нескольких военных экспедиций в земли горцев князь Лобанов-Ростовский писал: Весной 1840 г. начальник 20-й дивизии генерал Галафеев ходил по Чечне и имел огромные потери без результатов. Тут были дела жаркие, и самое ужасное из всех это было дело на речке Валерик. Галафеев овладел полем битвы, но на другой день, проходя дальше, был преследован чеченцами, которые таким образом провожали его до Терека.
(№ 10. Записки прапорщика Нижегородского драгунского полка князя М. Б. Лобанова-Ростовского 41 «Обзор последних событий на Кавказе»)
Николай Сергеевич Кровяков(1913—1962) — советский военный историк, боевой офицер и коллекционер; Кандидат исторических наук, Капитан 1 ранга в своём научном историческом труде «Шамиль» писал: «В кровопролитной битве на реке Валерик (“Речка смерти”) отряд Галафеева был разбит горцами».
Григорий Иванович Филипсон (1809—1883) — русский генерал от инфантерии, отличившийся во время Кавказской войны; наказной атаман черноморских казаков в своих мемуарах писал: «Походы Галафеева доставили русской литературе несколько блестящих страниц Лермонтова, но успеху общего дела не помогли». Даже командиру Кавказского корпуса генералу Головину, трубившему о фантастических победах царских войск и в рапорте военному министру графу А. И. Чернышеву охарактеризовавшему Валерикское сражение как «жаркое дело, обратившееся к чести оружия нашего», пришлось впоследствии признать, что в сражениях при Валерике генерал-лейтенант Галафеев «сделал некоторый вред чеченцам, но и сам претерпел значительную потерю в людях».
Post scriptum. Интересно то, что 4 года спустя, царское командование предпринимает новую, более масштабную экспедицию в Гехинские леса(Гехинская экспедиция 1844 г.), которая несмотря на разрушенные до основания несколько поселений, также не принесла желаемых результатов. Лишь в 1854 году над этой местностью был установлен окончательный контроль. Победа в первом (после провозглашения Шамиля имамом Чечни) серьезном сражении на Валерике продемонстрировала силу стойкости, героизма и упорства чеченского народа в освободительной войне против колонизаторов.