ДАГЕСТАН. Всегда, когда народ сбрасывал с себя цепи рабства, он обращал свои взоры и на театр. Как самое могучее средство борьбы за освобождение масс, театр в такие моменты стремился выйти из душных зданий на улицу и принимал формы, которые мы теперь называем массовым представлением
Древнегреческое искусство под названием театр официально существует с момента, когда поэт из Афин Феспид одновременно с хором использует одного актёра-декламатора, в чьи обязанности входит «изображать по ходу повествования различных мифических персонажей». Таким образом диалог дополнялся элементами актёрской игры. Рождение датируется 534 годом до нашей эры. За 2, 5 тысячелетия зрелища на сцене распространяются во многие уголки Земли, а в начале XX-го века доходит до Кумыкии. В 1930 году открывается первый профессиональный Кумыкский музыкально-драматический театр. Он начинает свою работу в Темир-Хан-Шуре, ныне Буйнакск, а затем переезжает в Махачкалу.
Надо сказать, что ещё в прошлом зрелищные театрализованные представления на свадьбах, вечерах молодёжи, во время коллективных работ — «булкъа», выступления ряженых «доммай», состязания в песнопении с остротами в адрес друг друга, разные сценки на семейные темы и тому подобное принимались народом радушно. Исполнителями пантомим, комических пьес и сатирических произведений чаще всего выступали комики — «масхарачылар».
Наряду со всем этим, в первые годы советской власти стали появляться драматические кружки, деятельность которых была направлена на проведение культурно-воспитательной работы. Одним из крупных коллективов, созданных в Дагестане, располагался в Темир-Хан-Шуре, ныне Буйнакск.
С момента прихода Советской власти перед органами культуры и деятелями искусства была поставлена задача слияния искусства с жизнью народа, и в частности создания системы социалистических по содержанию праздников и обрядов. О большом значении, придаваемом этому вопросу, свидетельствует специальный пункт о народных гуляниях в декрете «Об объединении театрального дела»
Время от времени в кумыкские районы приезжали коллективы театров из Азербайджана. Большой популярностью среди любителей сценического искусства пользовались произведения У. Гаджибекова, которые были понятны каждому человек.
Огромную роль в истории кумыкского театра и вообще сценического искусства в Республике играла созданная в это время театральная студия, преобразованная вскоре в учебное заведение — техникум. В них училась одарённая молодёжь Дагестана актёрскому мастерству. Харьковский актёр Николай Николаевич Синельников, гастролировавший по задворкам бывшей империи, часто оказывал помощь горской молодёжи в обуздании этого пока до конца непонятого «зверем».
Работа в театре сыграла большую роль в творческой биографии многих артистов, которые, благодаря своему таланту и неустанному труду, стали пользоваться популярностью не только среди кумыкского населения, но и в Москве, Ленинграде и соседних республиках Северного Кавказа
Издание закона об открытии театров во всех Республиках Советского Союза позволяет этому виду искусства свободно развиваться в различных национальных колоритах. В XX-ом веке люди отказывается от скучных зрелищ и начинают смотреть то, что нравится им. Конечно, идеология и цензура, господствовавшая над творцом и художником диктовала свои условия, однако это не умаляет того, что благодаря государству кумыки выходят на сцену и показывают собственные спектакли.