ЧЕЧНЯ.Чеченцы - как известно, одни из наиболее верующих в мире мусульман. При этом суннитский ислам в Чечне утвердился в особой мистико-религиозной форме - суфизме (от арабского суф - простое шерстяное одеяние, аскетизм). Если говорить, проще то в суфизме проповедуются идеи аскетизма, бренности жизни. А также имеются особые шейхи, почитаемые святыми (эвлия), за которыми следуют в познании истины ислама их ученики (мюриды). Есть у суфиев и зиярты - особые места для поклонения. Одна из особенностей чеченских суфиев - знаменитое коллективное моление громкий зикр, напоминающее непосвященному странный яростный круговой танец с бесконечным повторением имени Аллаха. Суфии подразделятся на несколько десятков крупных религиозных тарикатов (орденов) со своими тонкостями и особенностями. В Чечне в XVIII-XX вв укрепились 2 таких ордена - Накшбандия и Кадырия.
Накшбандия. Тарикат Накшбандия создан был в Средней Азии в XIV-м столетии проповедником Бахауддином Накшбандом. Идеи тариката накшбандийа, как считается, принес на чеченскую землю знаменитый воин и проповедник шейх Мансур (Ушурма) в конце XVIII-го столетия. Накшбандийа проповедуют отказ от низменных пороков, борьбу за родную землю и веру. У накшбандийцев нет поминальной трапезы. Молятся они, не включая свет, закрывая глаза, четки предпочитают держать под одеждой. К этому тарикату принадлежали большинство горских военачальников Кавказской войны. В том числе, сам имам Шамиль.
Кадирийа. Кадирийа основан был в XI-м столетии персидским богословом по имени Абдул-Кадир Гилани. Более мирный тарикат кадирийа принес в Чечню в середине XIX-го столетия чеченский духовный устаз (учитель), легендарный духовный лидер Кунта-хаджи Кишиев. Противник кровопролития, проповедовавший умеренный пацифизм и умение всегда находить мирное решение конфликтов. За что был прозван чеченским Махатмой Ганди. Именно для кадирийа свойственен тот самый громкий зикр, иногда сопровождаемый звуками бубна и других музыкальных инструментов. В то время как накшбандийцы предпочитают зикр тихий, просто повторяя имя Аллаха про себя, бессчётное число раз. В отличие от накшбандия представители кадирийа обычно гораздо менее склонны участвовать в политических процессах общества. При этом у накшабандия принято более скрывать свои религиозные чувства - отсюда и тихий зикр в противоположность громкому. Кадирийцы считаются весьма спаянным сообществом с мощно развитой взаимопомощью. Чеченские суфии тариката кадирийа вирда кунтахаджинцев составили одну из главных сил в Чечне, что оказала сопротивление в 1990-е и 2000-е годы боевикам-ваххабитам. И вернула на родную землю долгожданный мир.
Чеченские вирды. В свою очередь чеченские тарикаты делятся на духовные братства - вирды, которых в Чечне насчитывается около тридцати. У каждого вирда есть некоторые свои особенности в молении, одежде, образе жизни, наборе духовных практик, даваемых учителем. Сегодня большинство руководителей Чеченской Республики, включая ее главу, относятся к вирду кунтахаджинцев (от Кунта-Хаджи Кишиева) тариката Кадирийа. Также же их иногда называют зикристами - именно Кунта-Хаджи Кишиев принес в Чечню практику громкого зикра. Кунтахаджинцы - один из наиболее распространенных вирдов среди чеченцев. Его представителей легко можно найти везде, где чеченцы живут. И узнать по длинным рубахам, со стоячим воротником и застежками, по особого вида тюбетейкам-пясам с кисточками. В громком зикре у кунтахаджинцев могут принимать участие исключительно мужчины. Среди других крупных чеченских братств-вирдов - баматгириевцы, алимитаевцы. А также вирд шейха Вис-хаджи, чьи представители носят большие белые каракулевые папахи, и у которых в громком зикре под музыкальные инструменты могут участвовать как мужчины, так и женщины и даже дети. Отметим, что вирды и тарикаты это то, что чеченцы могут выбирать по собственному желанию. Однако чаще всего дети остаются в вирдах и тарикатах своих родителей.