Если историческая справедливость зиждется на постулате о недодаче чего-то (земель, капитала), соответственно, права на экспроприацию, то она питает не только самые худшие черты национализма, но и формирует путь к национальной катастрофе. И в этой связи требуется постоянно образ врага, как повод консолидации. Ущербность этого пути заключается в слепоте: вместо позитивности развития, желание убивать того кто не похож на тебя.
Кроме того, историческая справедливость способна помочь лишь в одном: если ею оперирует активная часть общества не в личных корыстных интересах. Нет ни одной при этом примера, чтобы национализм дал стабильную основу процветания общества. Да, он может стать импульсом к консолидации, но в виду своего темного свойства не способно влиться в единую конструкцию стабильности. Назревающее противоречие между желанием обособиться и процветать служит своеобразной усмешкой судьбы.
Не менее худшее и его противоположность - космополитизм. Частично реакция на махровый национализм. Он размывает нацию, превращая её в стадо. Благовидный предлог предотвращения появлению межнациональных конфликтов под видом гуманистических ценностей обществу предлагают забыть своё прошлое, стереть национальное лицо и влиться в новую массу. Тому способствует идеология и ряд радикальных религиозных течений. Народ, его традиции есть данность, видоизменение которой может идти и на пользу, и во вред.