Население: 440 человек. Родовое село чеченского тайпа Курчалой. В Веденском районе до последних военных событий на территории республики было три одноименных селения, на пр. б. реки Гумс, на юге Ширди-Мохк, на с.-з. ЦIоьнтара, на в. ЭгIашбета, Меседой: Нижние, Средние и Верхние Курчали.
В окрестностях селения Курчала многослучайных находок – бронзовых браслетов, каменных топоров, железных и бронзовыхножей. На вост. окраине, в местечке Попие, или Наьрташ баьхнача, обнаруживаютсядревние могильники, медная и бронзовая посуда, много костей животных и человека. Этообстоятельство убедительно говорит за то, что места эти были обжиты человеком сдревнейших времен.
Одним из выдающихся уроженцев Курчали был первый проповедник ислама в Чечне Берса-Шейх. Сегодня здесь расположены его зиярт, зиярты Жансари и Мусы-Шейха.
Берса-Шейх (годы жизни неизвестны). В семье (Тимербулата) Темболата из с. Нижнее Курчали было шесть сыновей от первого брака. Второй раз он женился на Чилле из с. Гуной. В этом браке родился седьмой мальчик Берса-Шейх, ставший распространителем религии Ислам и одним из первых суфиев в Чечне и Дагестане. Берса-Шейх рано остался без отца, воспитывался матерью. Женщина ушла с сыном к своим родным в селение Гуной. Когда Берсе исполнилось пятнадцать лет, он вернулся в отцовский дом. Однажды к нему снизошло откровение Всевышнего.
Как гласит предание, случилось это так: Берса-Шейх возвращался домой. Уставший в дороге, лег отдохнуть и заснул. Во сне ему явилось нечто, что он не смог объяснить. Внезапно он проснулся и увидел у своего изголовья Коран и кинжал. И с этих пор за ним наблюдались какие-то невероятные вещи: он сам того не ведая как, читал Священную Книгу, хотя этому не обучался и ранее не знал арабского языка, спокойно переводил Священное Писание и даже предсказывал какие-то события. Люди думали, что он сошел с ума или хуже того — попал под влияние джиннов и начали избегать его. Многие тогда были язычниками и к тому, что есть только один Властелин миров, относились с тревогой. Именно о Великом Аллахе и Его Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) говорил Берса везде, где собирался народ. Одной из первых, кто поверил в него, была мать Берсы Чилла. Но для того, чтобы доказать ей свое предназначение, он наступил на камень и оставил на нем глубокий след. Этот камень хранится до сих пор, являет собой доказательство пути истины и стал украшением святыни Берсы-Шейха в с. Нижнее Курчали. История Берсы-Шейха очень загадочна и в какой-то мере раскрыта не полностью. В кругу своих Берсу-Шейха называли Дучой.
По тем данным, которые удалось собрать, в роли проповедника он явился в конце XVI в. По другой информации, дата начала его религиозного пути относится к 159(6)1 г. Здесь следует отметить, что неизвестными остаются дата его рождения и год смерти. Распространяя истинную религию - религию мира и добра, великий шейх призывал поклоняться одному только Аллаху и следовать всем канонам Ислама. И делал он это ненавязчиво, не оружием, а словом. Похоронен в с. Нижнее Курчали, рядом с ним покоится его жена и здесь же стоит зиярт.