ДАЙДЖЕСТ: |
В Чеченском государственном нефтяном технологическом университете молодые айтишники уже с первого курса занимаются уникальными разработками, создавая свои собственные проекты.
Для выпускников школ последний учебный год начался недавно, но о выборе профессии многие из них уже давно задумываются. Тем, кто еще не определился с таким важным выбором, сможет помочь знакомство с героем нашей статьи Хусейном Дикаевым – студентом второго курса факультета автоматизации и прикладной информатики ГГНТУ.
До поступления в нефтяной университет Хусейн по совету родителей выбрал профессию экономиста и окончил колледж по этой специальности. В семье решили, что высшее образование Хусейна тоже должно быть экономическим.
– Мы с отцом пошли в университет подавать документы на экономический факультет, – рассказывает Хусейн. – Я шел и понимал, что мне не туда, что я не хочу быть экономистом – такая скучная работа не по мне. И я резко сделал свой выбор – набрался смелости и сказал: «Дада, мне нужна другая специальность, связанная с компьютерами». К счастью, дада меня понял, и я подал документы на ФАПИ.
Уже на первом курсе Хусейн узнал, что в университете есть такое место, как хай-парк, который предоставляет много возможностей студентам для реализации идей и проектов. В прошлом году хай-парк запустил программу «Интенсив» для студентов-первокурсников, в которую попал и Хусейн. По словам Али Тасуева, руководителя Центра поддержки проектов хай-парка ГГНТУ, задача «Интенсива» состоит в том, чтобы привлекать студентов-первокурсников к проектной деятельности.
– Они должны знать: чтобы добиться чего-то в жизни, например, открыть свое дело, одних только теоретических знаний не хватит, – отмечает Али Русланович. – Поэтому ребята должны знать, что можно не просто со знанием теории окончить вуз, но и с первого курса уже начать создавать собственный технологический бизнес.
Со слов Хусейна, по программе «Интенсив» с первых курсов набирали студентов-айтишников.
– Это были художники, дизайнеры, 3D-модельеры. Всего отобрали шестьдесят человек, – рассказывает студент. – Потом руководители нам предложили самим создать команды по пять человек. Мы ходили и расспрашивали друг друга, кто чем занимается, что кому нравится, у кого какие хобби, планы, мечты. По такому принципу мы выбрали, кто кому подходит, и так создали 12 команд. Каждая команда сама себе придумывала проекты, и затем выбирала один из них для разработки.
Хусейн попал в команду, где было больше архитекторов. У них был план создать VR-проект по дизайну интерьера. Проще говоря, расставлять мебель в виртуальной реальности. Этот проект ему не нравился, но большинством голосов он был утвержден. Хусейн же мечтал о другом – в виртуальной реальности лечить людей.
– Я случайно узнал, что в другой команде есть девушка Амина, которой тоже не нравится их коллективный проект, – вспоминает Хусейн. – Мы познакомились, рассказали о своих планах, и оказалось, что ей тоже нравится идея с виртуальным лечением. Амина мотивировала меня убедить команду, что проект лечить людей в виртуальной реальности легче и что в реализации он будет выглядеть намного круче. Это было нелегко – на тот момент я не был капитаном, и в команде у меня не было весомого преимущества. Но все-таки я сразу стал звонить ребятам и убеждать их отказаться от выбранного проекта. Аргументировал это тем, что на дизайн-проект уйдет больше времени, так как там надо создавать множество деталей, а мы еще в этом не такие опытные. В итоге мне удалось убедить ребят. Еще труднее было перевести Амину к нам – это тоже удалось сделать, хотя пришлось разрушить чужую команду.
Так у ребят появился новый проект по лечению людей в виртуальном пространстве. Они назвали его «Фобис», так как решили разрабатывать методику лечения людей от различных фобий. Кроме Хусейна в команде над проектом еще работают 3D-модельер Зебират Хуцаева, VR-разработчик Амина Тимарова, концепт-художник Петимат Техиева.
Как известно, фобия в переводе с древнегреческого языка означает «страх». В медицине – это симптом неконтролируемого, навязчивого страха, который не поддается логическому объяснению. Зачастую это ужас перед чем-то совершенно не страшным. Например, некоторые люди необоснованно боятся кошек, боятся входить в лифт, боятся воды. Существует очень большое количество различных фобий, от которых люди страдают на уровне психологического расстройства.
Команда Хусейна, кстати, капитаном которой выбрали его, для своего проекта взяла пять фобий, от которых можно лечить людей в виртуальной реальности. Это страх высоты – акрофобия, страх замкнутого пространства – клаустрофобия, страх темноты – никтофобия, страх воды – аквафобия и страх животных – зоофобия. Из зоофобии ребята остановились на кинофобии – боязни собак, а потом решили добавить еще и арахнофобию – боязнь пауков.
– Врачи-психотерапевты отмечают, что при каждой фобии у человека наблюдается чрезмерное проявление реакции страха на какой-либо раздражитель, – говорит Хусейн. – Это может быть обычный предмет, событие или явление. В нашем случае, например, это вода, темнота и так далее. Психологи также подчеркивают, что совсем фобию вылечить невозможно. Лечение заключается в том, чтобы уменьшить реакцию страха на раздражитель. Они достигают этого тем, что при каждом приеме пациента с фобией проговаривают ему его страх, внушают ему, что не надо бояться, например, садиться в самолет, приводят примеры. И так сеанс за сеансом они уменьшают раздражитель страха.
Цель нашего проекта лечения людей с фобиями состоит в том, чтобы тоже достигать уменьшения раздражителя страха у пациентов. Только у нас идея такая – лечить людей в виртуальной реальности, где можно показывать ему его фобию. Для этого мы создаем виртуальные комнаты, где в 3D моделируем виртуальное пространство, связанное с определенной фобией. У нас уже есть комната с замкнутым пространством. Пациент садится, надевает виртуальные очки и оказывается в ней. Далее поэтапно, меняя расположение мебели, стен мы ведем его к тому, что он привыкает находиться в замкнутом пространстве. Т. е. его раздражитель на страх замкнутого пространства уменьшается. Для преодоления страха высоты мы модулируем виртуальной город со зданиями разного уровня высоты, на которые будем помещать человека, начиная с низкого и постепенно доходя до самого высокого.
Разработчики проекта «Фобис» говорят, что у них человеку ничего не грозит. Если в реальности человек захочет побороть свой страх перед самолетом, сядет в него и полетит, то в случае панической атаки во время полета самолет никто не будет сажать на землю.
– У нас же он в любой момент может снять виртуальные очки и прекратить сеанс, – подчеркивает Хусейн.
Впервые команда Хусейна представила свой проект весной прошлого года на конкурсе проектов в рамках программы поддержки талантливой молодежи «Умник» в режиме онлайн. Всего участвовали 17 команд из регионов Северного Кавказа. Победителями стали две команды из хай-парка ГГНТУ. Одна из них – команда Хусейна. Ребята получили грант на 500 тысяч рублей. Они решили потратить деньги на дополнительное обучение.
Проект «Фобис» произвел впечатление на экспертов, среди которых были и психологи, но они сначала сомневались, смогут ли ребята успешно работать в этом направлении, не имея знаний в области психологии. Но разработчики рассказали, что постоянно консультируются по проекту с известным психиатром, доктором медицинских наук, Заслуженным врачом Чеченской Республики Кюри Идрисовым. Тогда эксперты одобрили разработку молодых айтишников из ГГНТУ.
– Кюри Арбиевич, – говорит Хусейн, – указывает нам на ошибки, недостатки, советует, как сделать лучше. Ему понравилась наша идея создания уровней, на которых человек сможет видеть свой страх. Он даже предложил нам применить нашу разработку на практике, конечно, при условии, что мы все доработаем.
Ребята знакомили со своим проектом еще многих психологов, их радует то, что большинству из них он понравился. Это вдохновляет их на продолжение работы. Они планируют по завершении работы предоставлять свое программное обеспечение клиникам и государственным медицинским учреждениям.
В Центре поддержки проектов хай-парка ГГНТУ верят в команду Хусейна и всячески поддерживают. При этом руководитель центра Али Тасуев отмечает, что «главное, чтобы все было корректно с точки зрения науки и технологии. Чтобы в результате конечный пользователь получал необходимые образовательные и оздоровительные методики».
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы