ЧЕЧНЯ. Родился в 1915 году в селе Нашха Галанчожского района ЧИАССР, чеченец, неграмотный, одинокий, пенсионер, судим в 1946 году по ст. 59 – 3 п. «А» УК. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В данное время проживает в с. Рошни-Чу.
Я родился в селе Нашха бывшего Галанчожского района в 1915 году, хотя в документах значится 1893 год. Дни выселения помню очень хорошо. Это было в феврале 1944 года. Штаб военных, который руководил операцией по выселению чеченцев из Галанчожского района, находился в с. Хайбах. Я был в бегах, так как мне грозило тюремное заключение в связи с тем, что меня считали врагом народа.
Штаб был организован заблаговременно, но никто не знал, что предстоит выселение. Об этом было объявлено только в день выселения.
В этот день я находился рядом с Хайбахом и практически наблюдал за тем, что там происходило. Видел, как отправляли оттуда людей в сопровождении солдат. При этом отбирали скот, драгоценности. Слышен был плач женщин и детей, лай собак, рев скотины.
После отправки основного населения наступило временное затишье. Потом появился дым, и началась стрельба. После того целый день горел огонь. Расположение огня было на окраине села Хайбах, там, где находилась конюшня. Я побежал туда, и, увидев этот ужас, был ошарашен. Тут же взял себя в руки, набрался терпения. Когда стал осматривать это место, я нашел свою мать, которая полностью обгорела, от нее осыпались только угольки. Это был обуглившийся скелет. Останки своей матери, я похоронил на кладбище. Опознал там следующих людей: Гаевых – Туту, Хату, Сарии, Марем, Хасу, Ибрагимовых – Аднана и Петимат, Гамзатовых – Зану, Бердана, Мохмада, Тайхана, Гелагаевых – Совдат, Думии, Сосмад, Аботии, Зайнат, Абумуслима, Гермаха и многих других.
Основная масса трупов находилась в конюшне. Мы предали земле останки людей. При этом вытаскивали людей из навоза, переносили их в другое место и хоронили. Многие не выдерживали, им становилось плохо, их рвало, они теряли сознание. Похоронили всех кого могли. После этого все разошлись.
Уточняю, что рядом с воротами конюшни лежал труп одного солдата. До весны 1945 года я находился здесь, на земле Чечено-Ингушетии.После этого, благодаря шейхам, Яндарову и Арсанову, мне удалось уехать в Казахстан, к своим родственникам. Там через год меня арестовали и осудили. Был приговорен к десяти годам лишения свободы. 8,5 лет из них провел в тюрьме. Позже я был реабилитирован и освобожден. В настоящее время живу в селе Рошни-Чу.
(Тамара Чагаева для Помним. Депортация и возвращение)