«Символы правят миром».Разнообразен мир дагестанской женщины! Долгая история впитала в себя горскую суровость и самобытность каждого народа, на фоне которых можно услышать отголоски и давно ушедших культов. Под всей внешней строгостью и традиционностью горянкам удалось сохранить древний обычай. До распространения новой религии, на территории Дагестана господствовали языческие верования и иные представления о жизни. Именно тогда возникает традиция нанесения татуировок женщинами...
«Ни одна цивилизация в своем развитии не прошла мимо этапа, связанного с татуировкой». Тело каждой становилось хранилищем утраченных образов. Многочисленные знаки и символы сопровождали дагестанок почти с молодых лет. Они становились зерцалом их архаичности, их языческого начала. Под натиском мусульманской веры, в тайне от неё, им удалось отстоять своё право и быть преемницами своих давно ушедших предков. Цахуркам, рутулкам, даргинкам, лачкам и другим было невыносима мысль принять то, что диктовал шариат. Приравнять нанесение каких-либо изображений к греху они не могли, как и не могли отказаться от своих корней. Не редко из-за таких предубеждений, девушки чувствовали на себе осуждающие и любопытные взгляды и им не хватало внутренней силы перебороть страх быть осужденной. Мусульманское общество не принимало и не понимало их. Многие дагестанки, в надежде, что родственники жениха сочтут её подобающей супругой, пытались избавиться от «клейма» с помощью кислоты. Также нательные рисунки были причиной невиданной жестокости. Над телами умерших во время обмывания могли надругаться. Используя нож, они вырезали тату вместе с кожей. Таких случаев, к сожалению, было немало. Другие наоборот, демонстрировали свои татуировки, носили их, как украшение особого рода. Чужеземцы могли расценить это, как отличительный признак вольного образа жизни хозяйки, однако это неверно. Правдивее сказать, дагестанки, оставляли на себе «неизгладимые» знаки «посвященности» и становились вхожими в специальный круг людей.
«Важно, что изображено, но не менее важно и то, что это останется со мной навсегда».Татуировки составляли тайну женщин, они были скрыты от мужей, отцов и детей мужского пола. Они могли появиться в любом возрасте. В детстве, с наступлением зрелости или в день весеннего солнцестояния. Причины их появления были различны, но их объединяло то, что все они отражали миропонимание горянок. Так они писали свою историю жизни, превращая важные события в нательные образы. Тату наносились самой женщиной или другим автором, насильно или добровольно. Кто обладал техникой татуирования, относился к категории, владеющих особым, сакральным знанием. При нанесении использовали трехгранную иглу, которую, чуть позже, заменила обычная швейная.
«Мир женщин всегда был отделен от мира мужчин по многим составляющим, а вышеназванные явления в нашей жизни отдаляют их друг от друга несравненно дальше»
На теле прекрасных дагестанок могли изображаться образы диких животных, зверей, птиц, змей, лягушек. Души цветов, деревьев и растений, символизирующих чистоту и невинность, солярные знаки и астральные мотивы. Обнаруживались даже следы древних алфавитов, числовых значений, рода и тамг. Отмечая часть своего тела определенной татуировкой, горянка следовала архаичной системе своих представлений, которые наследовала от старшего поколения. В своей повседневной жизни в рамках традиционного исламского общества таким образом она хотела проявить духовную и физическую сущность своего «я».