Заградительная пошлина на нефтепродукты, которая сейчас обсуждается в правительстве, на коротком отрезке времени может привести к излишку топлива и снижению внутренних цен, сказал журналистам глава «Газпром нефти» Александр Дюков в кулуарах Промышленного-энергетического форума в Тюмени.
Но если такие меры будут недостаточно точно просчитаны, это может привести к дефициту на рынке моторных топлив, предупредил он.
Дюков пояснил, что из-за резкого увеличения пошлины снизится эффективность НПЗ в России и, соответственно, уменьшатся объемы переработки нефти. В итоге это может привести к нехватке топлива, заключил он.
15 сентября стало известно о том, что на совещании у вице-премьера Александра Новака с участием Минэнерго и Минфина обсуждалось повышение экспортной пошлины на нефтепродукты до $250 за т для всех нефтепродуктов в качестве одной из возможных мер по стабилизации топливного рынка. На текущий момент экспортная пошлина для светлых нефтепродуктов и масел составляет $6,4 за т, а для темных — $21,4. Но тогда чиновники и представители нефтяных компаний это не комментировали.
Обсуждение возможного введения заградительной пошлины уже повлияло на снижение оптовых цен на топливо в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). 20 сентября АИ-92 снизился с пиковых 70,508 тыс. руб. за т (зафиксирована 18 сентября) на 6,9%, до 65,651 тыс. руб. за т. Бензин марки «Премиум-95» подешевел почти на 10% по сравнению с рекордным уровнем (76,876 тыс. руб. за т 7 сентября), до 69,272 тыс. руб. за т. Дизель подешевел на 2,12%, до 73,447 тыс. руб. за т. За последние два дня падение биржевых цен на бензин составило 7% «только на слухах о мерах на топливном рынке», по дизельному топливу тоже наблюдается снижение биржевых цен, заявил первый замминистра энергетики Павел Сорокин в ходе пленарного заседания Госдумы 20 сентября.
По поводу альтернативного предложения, которое обсуждается в правительстве уже несколько месяцев, — введения списка специальных экспортеров топлива — Дюков сказал, что «идея имеет право на существование», но при этом нужно тщательно проанализировать ее для принятия итогового решения. В августе глава Минэнерго Николай Шульгинов заявлял, что для борьбы с серым экспортом нефтепродуктов рассматриваются два варианта: составление списка экспортеров и введение лицензирования экспорта.
Глава «Газпром нефти» считает, что дефицит топлива на внутреннем рынке возник из-за роста цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке и ослабления курса рубля. «Это привело к ситуации, когда нетбэк (экспортная цена за вычетом транспортных расходов. — РБК) стал выше внутренних цен, что стимулирует различных трейдеров, экспортеров осуществлять закупки топлива на внутреннем рынке и отправлять на экспорт, получая при этом прибыль», — отметил он. Стоимость ближайшего, ноябрьского фьючерса Brent на ICE составляет $93,59 за баррель, а 19 сентября она превышала $95 за баррель.