ДАЙДЖЕСТ: |
Веденская крепость… История возникновения этой крепости восходит к середине прошлого столетия, к периоду Кавказской войны, когда сопротивление горцев, недовольных колонизаторскими методами царизма, вылилось в мощное освободительное движение под руководством имама Шамиля (1834—1059).
Именно в этот период, в девятнадцатом веке была построена эта крепость. Первоначально это было не такое мощное укрепление. Это была маленькая крепость, окруженная земляным валом, обнесенная частоколом, бруствером в рвом, окружавшим его. Нынешняя крепость была построена русским гарнизоном, а не Шамилем, как утверждают некоторые старожилы. К сооружению крепости было привлечено и местное население. Действуя методом нажима, царской администрация удалось собрать подводы для сбора камня, подвозки извести для приготовления известкового раствора, который весьма прочен. По преданиям в него добавлялось молоко или сыворотка.
Крепость возводилась основательно и не на год-два, ведь крепость предназначалась как оплот царизма в этом районе. Толщина стен доходила до 0,5 метра, но в некоторых местах стены были столь толсты, что в их массиве устраивались камеры, служащие кладовыми для запасов топлива. При строительстве крепости учитывался и опыт возведения древних чеченских башен «б1ов». Об этом убедительно говорят некоторые элементы комплекса (особенно в районе тоннеля) - строились так называемые «машикулн» - балкончики для сбрасывания камней, использовалась и крыша стенных сооружений качестве боевой площадки, в стенах возводились бойницы и смотровые отверстия. Камни отесывались и тщательно подгонялись. В нижней части стен и в углах помещались камни более крупные и более правильной формы.
Весь комплекс состоял из крепостной стены, который опоясывал все поселение (ныне центр с. Ведено), главных и запасных ворот (всего их насчитывалось четыре), арсенала, темницы, казармы, тоннеля и хозяйственных построек. Наиболее примечательной частью крепости, пожалуй, является тоннель. Обычно его прорывают под землей, но этот несколько возвышался над ней и тянулся по покатому склону к реке. В толстых стенах проделывалнсь амбразуры. Тоннель служил для снабжения крепости водой во время длительной осады.
Крепость словно затерялась среди большого мира, и никому не было дела до ее крошечных интересов, до ее небольшого гарнизона, состоящего из солдат Куринского пехотного полка, если бы в силу конкретных исторических обстоятельств она не очутилась в центре политических событий, происходящих в первой половине XIX века. Сооруженной в горах мощной цитаделью решил воспользоваться имам Шамиль, который вынес решение сделать Ведено своей резиденцией. В перспективе даже намечалось сделать его столицей будущего государства от Каспийского до Черного моря. Крепость стала ареной жесточайших боев. Она несколько раз переходила из рук в руки. Последнее сражение в стенах своей резиденции имам провел в апреле 1859 года. Штурмом крепости руководил граф генерал Н. И. Евдокимов. Вот как описываегся это сражение в книге «Газават», изданной в Петербурге в 1904 г.:
«Он (Шамиль) бросился укреплять Ведени, но уже было поздно. Ночью около аула показалась конница Евдокимова. За нею спешили артиллерия и пехота. Пушечные залпы не замедлили загреметь над резиденцией имама. Горцы мужественно защищали своего вождя. Но когда одна сакля за другой разрушалась от силы ядер и бомб, и каждую минуту осаждающие были готовы броситься на штурм, ближайшие наибы убедили Шамиля выехать с семьей из аула... Генерал Евдокимов, между тем, довел траншеи до самых стен Ведени поутру 1 го апреля 1859 года стал громить столицу имама бесконечными залпами. К вечеру стены аула не выдержали и рухнули...».
25.08 этого же года Шамиль в Гунибе сдался в плен генерал-адъютанту, князю А. И. Барятинскому. Сражение под Ведени зафиксировал в своих полотнах знаменитый немецкий художник Теодор Горшельт, который принимал участие в событиях на Северо-восточном Кавказе в 1858—1863 гг. Свои впечатления он отразил в полотнах «Движение отряда генерала Евдокимова к аулу Ведени», «Осада аула Ведени » в 1859 году», «Падение аула Ведени в 1859 году». А в его альбоме, хранящемся в Ленинградском музее Академии художеств СССР, мы сможем найти детализировано выполненный рисунок с изображением дома, в котором жили княжны Орбелнанн и Чавчавадзе - дочери царевича грузинского, внучки последнего венчанного государя Грузни - детьми и с гувернанткой француженкой мадам Дюпре, взятые в плен мюридами Шамиля в одном из своих набегов летом 1854 года на Цинандали.
Нынче через эту крепость пролегает один из туристских маршрутов, который носит звучное название «В горах Ичкерии далекой...». Приезжают сюда туристы со всех концов страны. Экскурсоводы высокопарно рассказывают о героическом прошлом этого края. И рассказы эти как-то не вяжутся с печальной картиной - с запущенным, старейшим липовым парком (который, по иронии судьбы объявлен памятником природы, охраняемым государством), с варварским истреблением (по-другому это назвать и нельзя) крепости отведенной под хозяйственные постройки. Отсутствуют мемориальные доски (а ведь есть что увековечить!). Больно и обидно видеть такое пренебрежительное отношение к собственной истории, которое выражается в исписанных стенах тоннелей, в заложенных амбразурах, в руинах старой крепости... Неужели погибнет этот памятник истории? Ведь речь идет о целом комплексе. А ведь есть различные общества, организи-ции, есть, в конце концов, люди - наследники этой истории.
Л. ГУДАЕВ. «Республика» 2.11.91 г.
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря