ЧЕЧНЯ. В жизни Али Митаева немало случаев, в которых ярко проявлялся его миротворческий потенциал. Один из этих эпизодов связан с эвакуацией царского военного гарнизона, дислоцированного в селе Ведено. После пленения Шамиля царская власть заложила в сердце Восточной Чечни, в селе Ведено, неприступную крепость, в которой дислоцировались отборные войска для устрашения чеченцев.
В начале 1918 года в гарнизоне насчитывалось 2500 офицеров и солдат, а всего же военнослужащих с домочадцами – 3000 человек. Перед командованием гарнизона возникла задача вернуться в охваченную революцией Россию. Сделать это было трудно по многим причинам, а уж избежать кровопролития практически невозможно. В крепости находился оружейный арсенал: 25 орудий, в том числе и тяжелые гаубицы, десятки пулеметов, тысячи винтовок и несколько миллионов патронов к ним. Нетрудно догадаться, какое магическое воздействие производил гарнизон на чеченцев, какие жадные взоры бросали на такое сказочное богатство. Ими не раз делались попытки пробраться в цитадель, но военные решительно пресекали их.
Али Митаев и полковник Флеров. Наличие в Нохчмохке русской воинской части не вызывало восторга и у местного населения. Было немало доброхотов, которые предлагали свою помощь по передислокации русских на равнину, но не было твердой гарантии, что после выхода из крепости они не станут легкой добычей шаек налетчиков. В этой ситуации командир гарнизона полковник Флеров через своего кунака призвал на помощь Али Митаева, о котором он неоднократно слышал как о человеке чести, обладающем огромным авторитетом в народе.
После проведенной встречи с Флеровым Али приступил к подготовке операции по выводу царского гарнизона из Ведено. Было решено вывести все войска и домочадцев в один день. Для этого из ближайших сел он мобилизовал более 400 телег. На каждую телегу Али посадил своего извозчика, к каждой из них приставил вооруженную охрану из числа верных мюридов. И эта кавалькада, растянувшаяся на несколько километров, двинулась по извилистой горной дороге, держа курс на станцию Гудермес. Сам же Митаев беспрестанно объезжал колонну и не слез с коня, пока последний солдат не прибыл к пункту назначения. Когда вся воинская часть сконцентрировалась у готового к отправке состава, русские солдаты и офицеры подняли Али на руки. Подбрасывая его в воздухе с криками «Ура-а! Ура-а!», они выразили свой восторг.Полковник Флеров подарил Митаеву свое личное оружие. Без всяких помех русские солдаты отправились на свою родину. Никто не пострадал. В этом – прямая заслуга Али Митаева, который свято берег как свою честь, так и честь своего народа. Весь арсенал военной техники, который находился на территории гарнизона в распоряжении воинской части, русским командованием было передано Али Митаеву» .
Описывая эти события, известный чеченский журналист А. Кушалиев в своей статье «Гарнизон сдал крепость Ведено без боя» в 1998 году писал: «…Мюриды Али Митаева, ополченцы наших сел приняли от ушедшего гарнизона 21 трехдюймовое орудие, 2 шестидюймовых тяжелых орудия, 2 горных орудия, 19 пулеметов, 5 тысяч винтовок, более 44-х миллионов патронов, большое количество орудийных снарядов и одну пулеметную тачанку» .
Подтверждение факта эвакуации русских военнослужащих Митаевым мы находим в автобиографии Митаева. «В дни Октябрьской революции чеченцы не знали, какая революция произошла, знали об этом только полковники и чеченская буржуазия… Началось избиение солдат, находящихся в гарнизонах Шатоя и Ведено. Я не давал их ущемлять, под своей охраной вывез из гор в Грозный и Гудермес, откуда солдаты, снабженные провиантом, отправились в Россию. Об этом знает Эльдарханов. Если ГПУ пожелает найти, таких дел, сделанных мною, найдет очень много..» .
Свидетели тех времен вспоминали некоторые сюжеты из жизни Али. Во время похода Али находился на некотором отдалении от вереницы мюридов. Разрыв создавался искусственно, чтобы мюриды, сопровождавшие Али, на протяжении всей дороги могли свободно общаться. Сподвижники шейха в походе часто исполняли назмы и зикр, а при появлении желания участвовать в исполнении ритуала или пообщаться с мюридами Али останавливался, дожидаясь их подхода. Во время исполнения назмы или зикра нередко бывали случаи, когда эффектно исполненный мюридами зикр приводил участников в состояние шовкъа. Кроме религиозного исполнения зикра, мюриды изредка исполняли и песни, сочиняемые самими мюридами.
Сохранился куплет походной песни митаевцев, исполнявшийся в полку Али после взятия царской крепости Ведено. Записан этот текст со слов оцевидца событий на Тереке в 1918 году жителя села Верхний Наур Хас-Магомеда Бетиева. Возможно, он и неточный, тем более, что Хас-Магомеду, как он утверждал, тогда было только двенадцать лет, однако уважаемый старец был убедителен:
Ласта ласта Ведан-гIала,
Букара цхьамза, я Кавказ!
Же, ма Iелаш, нохчий кIентий,
Дала вайгахьа узур ду!В переводе на русский язык будет звучать примерно так:
Крепость Ведено сотрясали
Трехлинейка - о, Кавказ!
Сыны Чечни, Вы, вставайте !
Аллах на нашей стороне!Извлечение из М.Д. Заурбеков "Шейх Али Митаев: патриот, миротворец, политик, гений - эталон справедливости и чести" (кн. первая, второе издание, исправленное и дополненное. Москва 2007)
________________________
POST SCRIPTUM. Рассказывают, полковник Флеров с крепостной стены обратился к жителям Ведено, чеченцам.
«Я вижу вы – чеченцы – собираетесь группами, ходите вокруг крепости, думаю, что-то замышляете нехорошее. Уверяю вас, что у меня хватит боеприпасов и провизии, чтобы выдержать семилетнюю осаду. И никто не выиграет от нашего противостояния. Поэтому предлагаю переговоры. на переговоры я согласен только с Али Митаевым из Автуры. Это все что я хотел вам сказать».
Полковника услышали, и вскоре на переговоры приехал шейх Али Митаев, который вошел в крепость и встретился с русскими офицерами. Результатом переговоров стало обещание довезти офицеров, их семьи и солдат на станцию в Гудермес и отправить в Россию, за это они обещали оставить оружие и все припасы в крепости. Гарнизон, как и обещали, отвезли в Гудермес, по дороге их охраняла чеченская стража. Дороги тогда были не то, что сегодня, в густых лесах могла ждать и засада, разбойников хватало. Когда офицеры и их семьи сели в вагоны и поезд тронулся, они из окон и дверей кричали Али Митаеву и его товарищам: «Спасибо! Вы спасли нам жизнь!». Вернувшись в Ведено, Али собрал людей и обратился к ним с речью.
«Сегодня нам представился шанс обрести независимость, стать свободным государством. Но для этого нам предстоит организовать свою армию, пограничные войска, правоохранительные органы, как это делается во всем мире. Оружие и амуниция, что находится в крепости, нам поможет. Мы выставим посты на границе и будем защищать свою землю. Для подготовки наших людей к военной службе по моей просьбе полковник оставил у нас семерых, наиболее подготовленных офицеров, которые передадут нам свой опыт».
checheninfo.ru