Дрожащая от гула земля... Вырастающая на горизонте темная лава, бурным потоком, растекающаяся по всей долине. Все ближе и ближе... Сотни несущихся лошадей. Гулко бьется сердце. Ничего, кроме всеобъемлющего гула... В застывших глазах молнией сверкнувший клинок... И только раскаленный шар в небе... Весь мир... Вся жизнь...
Кавказские шашки. Сколько вы видели всего - немые свидетели человеческих побед и поражений, горя и страданий, благородства и подлости, бескорыстия и алчности, отваги и малодушия, предательства и верности. Вы могли бы многое рассказать.
«Задумчивый грузин -
на месть тебя ковал,
На грозный бой точил
черкес свободный...»
Чем вы были для горца в глубине веков? Символом свободы, символом жизни!
«У тебя нет крыльев,
Эль-мурза, чтобы
взлететь на небо;
Нет когтей, чтобы
выкопать нору
и уйти под землю.
«Крылья мои на небо —
мое крымское ружье,
А мои когти, чтобы
сделать нору —
моя шашка терсмеймуль.
И сдамся я только тогда,
Когда вместо газырей
надену женские петли».
Шашки терсмаймуны, волчки, калдыни, франки, гурда, дамасские клинки, прославленные в песнях, стихах, преданиях и сказках, перерубающие железо словно хворостину. Что за тайну, хранят, они?
Терсмаймалан тур (шашка ревущей обезьяны).
Русское, название терсмаймун волчок. Клеймо на клинке схематично изображало бегущего волка с раскрытой пастью, дополненное иногда латинскими буквами «Н. М». На другой стороне клинка были
изображения небольших крестов в систематическом порядке. Клинки с подобными клеймами производились с XII в. в Германии, городе Пассау, прославившемся своими булатными мечами. Буквы «Н. М», как считали, говорят о том, что для свиты одного из участников крестовых походов из знатного французского рода Генри Монморансн была выпущена целая партия таких мечей. Но как показывают современные исследования древ них европейских клейм, традиция сокращенных надписей на клинках идет еще с 1X века, обозначая христианских святых. Буквы «Н. М.» из этой системы расшифровываются, видимо, как «Иисус Мария».
Калдам. Русское название калдын, волчок, крестовик. Клеймо - бегущий волк, но в отличие от - «старого волка» города Пассау изображен не так схематично. Кроме того, отсутствует медная инкрустация, заполнявшая клейма пассаурского волчка. На другой стороне доли клинка выбит более крупный, чем пассауский, крест, чаще заключенный в
круг. Иногда на клинке выбивались имена мастеров или надпись, указывающая на производство в Золиигене. Производился с XIV века в Золингене (Германия).
Миссарболатан тур (шашка из египетской стали). Русское название — «дамаска». Шашки из дамасской стали с разнообразными клеймами и надписями на арабском языке, производившиеся на Ближнем Востоке.
Ц1окъаболатан тур (шашка из узорчатой стали). Русское название волчок, гурда, франк, крестовик, калдын, терсмаймун, дамаска, а также клинки известных мастеров из Ферары (Италия), Толедо (Испания) и др.
Так называли вайнахи все шашки из высококачественной стали. В чем секрет подобного названия? Дело в том, что на отшлифованном клинке булата видны затейливые узоры. Различаются они
по виду. Рисунок лучшей высококачественной стали похож на гроздья винограда, после него по качеству идет коленчатый и сетчатый рисунок. Худшим считается рисунок из прямых, почти параллельных линий. Чеченцы и ингуши, подметив это свойство булата, так и назвали его «узорчатой сталью».
Гурда. Другое название «франк». Клеймо — две вогнутые друг к другу дужки с тремя точками у основания каждой дуги. Между дужками
вбивалось название г. Генуи, чаще в искаженном
виде. Клинки эти, стяжавшие почетную известность, первоначально вышли из итальянского города Генуи. Большинство из этих клинков, помеченных
дужками с буквами или маленькими геометрическими знаками в середине, а также словом «Фриния». Франгия
и т. п., являлись
подражаниями
конкурирующих западноевропейских мастерских специально для вывоза на Восток, где гурда пользовалась большим спросом. На Кавказе знатоки различали три рода гурды, производимые различными мастерами, в том числе и кавказскими: ассель (старая гурда), гурда-мажар, а также гурда - эль-мурза, отличавшиеся друг от друга клеймами.
Интересно, что - узорчатая сталь обладала, по-видимому, магнитными свойствами. Ведь магнит у вайнахов носит название «ц1окъболат» и «мисарболат». Все эти клинки на Кавказе ценились очень дорого. Средняя цена одного булатного клинка у чеченцев и ингушей равнялась одному лучшему ружью, типа г1ирми
топ» (крымское ружье) или соответственно: двум породистым скакунам, двум пленникам, двадцати коровам, двумстам овцам, двумстам рублей серебром. Целое состояние по тем временам для горца или казака! И все же оружие приобретали любыми средствами, даже ценою крови.
Откуда попадали эти клинки в Чечено-Ингушетию? Большей частью с Черноморского побережья Кавказа
и Крыма. Генуэзцы и венецианцы, имеющие здесь свои колонии, а также турки с большой прибылью для себя распространяли среди горцев Кавказа ходовой товар, пользовавшийся огромным спросом. Другим крупным центром торговли была Грузия, через которую также поступали в Чечено-Ингушетию
европейские и восточные клинки. Об этом говорят и песни вайнахов. Форма клинков, бывших в ходу у горцев Северного Кавказа, совершенно особая. Это шашка, отличавшаяся слабой искривленностью, и лишь
к концу лезвие более изогнут
o. В этой форме и встречается большинство клинков западноевропейского н восточного производства в Чечено-Ингушетии. Прогрессивность такого оружия повлияла даже на некоторую
реорганизацию
холодного оружия я русской армии, когда в 1881 году был принят новый образец шашки, в основу которого военным ведомством был избран тип кавказских «волчков».
У горных грузин — хевсуров клинки были в основном в форме палашей ,и тот же самый « калдын», например, у них
и части горных Дагестанцев встречался в виде палаша, в отличие от соседей — чеченцев и ингушей, у которых он был в форме шашки. Конкуренция различных мастеров и мастерских приводила к подделкам известных клейм. Так, известная фирма Золинген вплоть до
XXвека делала любые шашки с известными клеймами для рынков
Востока. Не гнушались подделок и
другие западные и восточные мастера. Производство клинков с прославленными
клеймами, известно и в Чечне, «Булат Атаги», или волчок
атагинских мастеров, продававшийся терским казакам, попал даже в казачьи песни. Хорошие оружейники были в ro
paxи среди ауховцев. Чаще
всего шашки эти делались из привозной стали или переделывались на других клинков и мечей. На изготовление сабли у чеченского мастера с подмастерьем уходило до месяца, а иногда и больше,
Но были и горские мастера, знавшие тайну производства «узорчатой стали». Про мифического оружейника Вилаида, героя германских и скандинавских
саг, сказано в песне Амелунгов,
что он научился своему мастерству
у жителей Кавказских гор. Были, видимо, такие умельцы и у вайнахов.
Булатные клинки... Для нас, для потомков, это не символ брани, безумных войн. Это символ ума, величия
знаний, загадочных и во многом еще не объяснимых умений наших предков.
Д. ХОЖАЕВ, научный сотрудник Чечено - Ингушского государственного объединенного музея.
checheninfo.ru